У этого фильма, который Николай Караченцов любил даже больше, чем «Человек с бульвара Капуцинов», была трудная судьба. Хотя, по мнению критиков, он мог бы иметь не меньший успех, чем знаменитый фильм Аллы Суриковой. Если бы кинопрокат музыкальной кинокомедии состоялся ещё тогда, в 1978 году, когда фильм был завершён.
Но советские зрители увидели его лишь в 1988 году, когда все наши кинотеатры были заполнены лучшими зарубежными картинами. Поэтому его показ прошёл почти незаметно.
А между тем в комедии удачно сложились все необходимые составляющие для успеха. Это захватывающий сюжет, неплохая режиссура, прекрасная операторская работа и великолепный набор актёров.
Но добраться до зрителей в конце 70-х годов фильму так и не удалось. И причина была лишь одна: скандальное выдворение из СССР автора сценария, известного советского писателя и драматурга Василия Аксёнова.
Сегодня многие историки почему-то называют его отъезд в США в 1980 году эмиграцией, но на самом деле это было настоящее выдворение с лишением советского гражданства. Хотя сам Аксёнов был не против навсегда уехать из СССР.
Удивительно было другое. Василий Аксёнов стал опальным почти сразу после завершения хрущевской оттепели в конце 60-х годов. Его перестали издавать в Советском Союзе, изгнали из Союза писателей, и он был вынужден свои произведения отправлять заграницу, где его книги имели успех. Так почему же режиссёру фильма Юрию Горковенко уже в конце 70-х разрешили снять фильм по его сценарию?
Оказалось, что для этого не было формальный препятствий, так как сценарий был утверждён ещё в 1966 году и более десяти лет пролежал в запасниках «Мосфильма». Режиссёры за него не брались, так как снять его было непросто. В нём слишком много сцен в воздухе с участием старинных самолётов. Но кое-кто понимал и риски с авторством.
И вот в 1977 году за этот непростой сценарий взялся 36-летний режиссёр киностудии «Мосфильм» Юрий Горковенко. И фильм, с моей точки зрения, ему вполне удался. Для съёмок некоторых эпизодов ему даже предоставили настоящую аэродинамическую трубу в одном из НИИ. В итоге фильм получился динамичным, интересным и зрелищным.
К тому же с точки зрения цензуры к картине придраться тоже было сложно. Весёлый и захватывающий сюжет был даже более безобидным для властей, чем «Зелёный фургон» или «Достояние республики». Но чиновники были неумолимы. Автор сценария оказался слишком опальной личностью.
Фильм было жалко, поэтому руководство киностудии предложило свой выход. Мол, давайте вообще забудем, что этот сценарий написал Аксёнов. А сценаристом в титрах запишем вымышленное лицо. Но в отделе культуры ЦК рассудили, что в таком случае на Западе поднимется обличительный «вой», что в СССР власти занимаются воровством чужих произведений по политическим мотивам. И это тоже было правдой. Никто не сомневался, что именно так бы всё и было.
В итоге фильм сразу попал на полку. Даже без закрытого показа на киностудии. Больше других переживал Караченцов, которые смог посмотреть готовый фильм целиком только через десять лет, в 1988 году, когда картина была реабилитирована. А через два года, в 1990 году, Аксёнову вернули советское гражданство. Правда, ненадолго, так как ещё через год советской страны не стало.
Помимо Николая Караченцова, в комедии снимались замечательные советские актёры: Леонид Куравлёв, Эммануил Виторган, Михаил Боярский, Олег Анофриев, Николай Гринько, Ролан Быков, Виктор Павлов, Владимир Басов, Евгений Стеблов, Иван Рыжов, Любовь Соколова, Римма Маркова, Людмила Шагалова, Николай Парфёнов, Сергей Никоненко и другие. Можно смело сказать, что в конце 70-х годов этот фильм был рекордсменом по количеству участвующих в нём советских кинозвёзд.