Наверняка вы вспомнили эту фразу. И фильм вспомнили. Да-да, это он, «Служебный роман».
Если не вдумываться, то история, которая произошла с Ольгой Петровной Рыжовой, сотрудницей главного героя Анатолия Новосельцева, просто кошмарная.
Позволила женщина себе минутную слабость, ну ок, не минутную, растянулось это все примерно на месяц, влюбилась в своего нового начальника, который по совместительству был когда-то ее (и Новосельцева) однокурсником, попыталась вернуть былое, излила ему душу, так сказать, в эпистолярном жанре, а это парнокопытное животное с рогами взяло и слило те письма в общественность, гад, одним словом.
И у кого не дрогнуло сердце при виде бредущей по осенней улице Оленьки под такую проникновенную декламацию стихотворения Ахмадулиной:
О, мой застенчивый герой,
ты ловко избежал позора.
Как долго я играла роль,
не опираясь на партнера!
Не знаю, почему, но мне ее никогда не было жаль. Не потому что «самадуравиновата», а потому, что есть в ней что-то отталкивающее, в глазках этих лисьих, которые навевают мысль, что не так уж она и проста, эта Оленька.
А если разобраться?
Если взглянуть на ситуацию в отрыве от поступка Самохвалова, то что произошло?
Оленька женщина уже не первой молодости, хваткая, боевая, добилась, что ее мужа, простого человека, «оперировал сам Покровский». В общем, женщина из тех, у которых «королевство мало, разгуляться негде».
Дать бы ей чуть больше возможностей — уж она-то развернулась бы. Неспроста Новосельцев называет ее оптимисткой. Только имел он ввиду, скорее всего, не оптимизм, а невероятную упертость и манеру добиваться своего любыми путями — вот и язва у мужа образовалась при такой жене-то.
Только возможностей не будет — в юности Оленька совершила ошибку — вышла замуж не за того человека. Видимо, ее избранник показался ей более перспективной партией, чем нескладный Юрка Самохвалов, который, похоже, ее-то любил.
Но что-то пошло не так — «перспективный» муж ничего в жизни не добился, а Юрка, про которого она почти забыла, выбился в люди, стал крупным начальником с зарубежными командировками.
И когда Самохвалов, теперь уже успешный и блистающий, вновь появился на горизонте, Оленька, оценив его успешность, недолго думая, начала его охмурять.
«А я такой салат делаю лучше, чем твоя жена»
«А ты помнишь, как мы ездили целоваться в Кунцево?»
«Юрий Григорьевич, а почему вы не приглашаете меня танцевать?»
«Юра, а я здесь стою, тебя жду! А какие у тебя планы на сегодня?»
На что это похоже? Если поменять персонажей местами, то все хором загалдели бы, что мужик домогается до почтенной матери и уважаемой жены. Но тут словно никто не видит корня проблемы, женщин ведь не принято обвинять в домогательствах — Ольга Петровна открыто клеит Юрия Самохвалова, при этом довольно грубо кокетничая.
При этом — обратите внимание — она прекрасно понимает, что делает, ведь когда история стала достоянием общественности, она говорит Самохвалову, что письма нужно вернуть, «а то жена еще прочитает, сцену устроит» — она вполне осознавала, какие последствия могут быть от ее поступка.
Самохвалов человек воспитанный, хамить женщинам не научился. Он и так, и сяк пытается дать понять Ольге, что ничего, никаких поездок, прогулок и гостей у них быть не может, но Ольга не унимается и начинает забрасывать его любовними письмами. Она просто липнет к нему, вешается на него, а он уворачивается, как может.
Самохвалову не нужны проблемы — в советское время проблемным начальникам закрывали карьерный рост, да и заграница накрывалась медным тазом — выезжать можно было только с женой. Он, конечно, и сам тот еще фрукт, карьерист и игрок, но вот только ни разу не любовник для Ольги Рыжовой.
Зачем она ему? Может, в молодости Оленька и была первой красавицей на курсе, но сейчас это потрепанная годами дамочка, обременная сыном от законного мужа.
А у Самохвалова есть молодая красивая супруга, которая не имеет манеры бегать с полными авоськами по рынкам и носить кофточки с «жуткими розочками», вполне себе по тем временам «женщина с обложки», с которой не стыдно выйти в свет. Вы только представьте себе Самохвалова с Ольгой — да его засмеют. Его просто не поймут.
Конечно, отдать письма Ольги Шуре было подленько, но был ли у него иной выход? Как быть, если ты женщине и так, и сяк намекаешь на невозможность отношений, и прямым текстом говоришь, а она все продолжает и продолжает?
Из этой ситуации красивого выхода нет. Как сказал один мой знакомый, «Не знаешь, как себя вести. Согласишься — козел, откажешь — опять козел». Вот Самохвалов и выбрал стать отказавшим козлом. А таких людей, как Оленька, останавливает только огласка.
А вот интересно — как Оленька видела развитие отношений с Смохваловым? Для чего ей это было нужно? Планировала ли она развестись с Алексеем и выйти за Юрку замуж? Вопрос неоднозначный.
Ольга женщина умная и не могла не понимать, что Самохвалов вряд ли бросит ради нее жену. Тут уж, наверное, как вышло так и вышло бы. Судя по всему, в юности она крутила Самохваловым, как хотела, возможно, что и за Алексея вышла просто для того, чтобы посмотреть, как будет страдать незадачливый Юрка.
И, корее всего, сейчас она захотела вновь увидеть Самохвалова перед собой на коленях, влюбленного и покоренного. Она вновь захотела им повертеть. И, возможно, ей хотелось чувствовать себя победительницей над его лощеной женой, ведь «ничто так не радует женщину, как победа над соперницей».
А ведь Рязанов еще смягчил ситуацию. В оригинальной пьесе Ольга преследует Самохвалова более агрессивно и в одном из эпизодом написано, что «Самохвалов смотрит на нее с ужасом».