Знаете, как можно раскрыть историю самой большой страны мира на примере одной маленькой лесной деревушки? Так, как это сделали в шедевральной советской киносаге «Тени исчезают в полдень» 1971 года. В рамках одного маленького сибирского посёлка Зелёный Дол нам раскрывают многолетнюю историю России: от разгрома Колчака, вплоть до ВОВ и событий после неё.
Что-то напоминает, верно? Просто я уже писал статьи как минимум про два фильма со схожей концепцией: «Вечный зов» (1973) и «Сибириада» (1978). Все они основаны на книгах одного писателя – Анатолия Степановича Иванова. Такая вот занимательная получается «трилогия».
При этом я бы не назвал их абсолютно одинаковыми. Из общего у них разве что идея раскрытия социальных-экономических и изменений по всей нашей необъятной стране в масштабах небольших личных историй, будь это драма о трёх братьях или история о взаимоотношении двух совершенно разных семей.
Впрочем, мы здесь собрались не для сравнения этих трёх всех по-своему гениальных произведений, а для обсуждения закулисья съёмок «Тени исчезают в полдень», потому что рассказать там определённо есть про что. Всё-таки раз уж я про «Вечный зов» и «Сибириаду» написал, «Тени» просто не могу обойти стороной.
Литературный первоисточник
Как я уже отметил ранее, фильм полностью основан на одноимённом романе Анатолия Иванова, вышедшего ещё в 1963 году. Тут интереснее, каким образом режиссёры Владимир Краснопольский и Валерий Усков пришли к идеи об экранизации.
Во время лыжной прогулки товарищи случайно увидели девушку, подвернувшую ногу. Владимир и Валерий помогли ей добраться до дома, а в знак благодарности она подарила им тот самый роман Иванова. Авторами сценария выступили Арнольд Витоль и лично Анатолий Степанович.
Место действия
Роль села Зелёный Дол на себя взяли три посёлка: Сарана, Расгая и Петуховка, расположившиеся в Свердловской области.
Съёмочная команда провела там несколько недель, а всю необходимую провизию им доставляли на вертолётах. Кстати, как говорят режиссёры, во многих сценах в качестве массовки снимались местные жители.
Если будет плохо – переснимем на свои деньги
Утверждение кандидатуры Петра Вельяминова на главную роль Захара Большакова вызвала большое количество претензий от вышестоящего руководства. Они отметили «неблагонадёжность» исполнителя и требовали удалить его из фильма. Почему?
Потому что он был сыном Белогвардейца. В 30-ые почти 9 лет провёл в ГУЛАГе за «антисоветскую деятельность». А ещё у него не было должного профессионального образования, хоть он и отлично играл на сцене Свердловского драматического театра.
Стоит отметить, что Вельяминов был далеко не единственным «неблагонадёжным элементом». Ведь у актрисы Александры Завьяловой, сыгравшей Пистимею Морозову, в то время был роман с каким-то бизнесменом из США. Она даже появлялась на разворотах американских газет.
В итоге режиссёры написали руководству письменное обращение, в котором обозначили, что если получится плохо, то они на свои собственные деньги переснимут фильм с нуля с другими артистами. Благо переснимать в итоге так и не понадобились.
Был эпизодическим персонажем
Илья Юргин, также известен как «Купи-продай», сыгранный Борисом Новиковым, изначально планировался как персонаж третьего плана. У него за весь фильм было всего три реплики. Однако режиссёрам так понравилось исполнение Новикова, что они решили значительно расширить роль Юргина в истории. Причём некоторые сценарные моменты с участием своего героя актёр написал лично.
Почему жена Штирлица ходила в платке?
Актрису Элеонору Шашкову, сыгравшую Стешку, наверняка большинство из вас помнит как жену главного героя фильма «Семнадцать мгновений весны». На съёмках этого культового шедевра режиссёр Татьяна Лиознова потребовала у актрисы срезать свои длинные волосы, что стало проблемой после утверждения её на роль Стешки.
Как же русская крестьянка вместо длинной косы может ходить с короткой причёской? Вот поэтому Шашкова на протяжении всего фильма проходила в платке.
111 моментов не устроили комиссию
Примерно сколько претензий насчитали цензоры при проверке картины. Казалось бы, с таким успехом фильм вообще не увидит свет, но здесь на помощь пришли два человека: во-первых, сам Анатолий Иванов был одним из руководителей Союза писателей и не в последнюю очередь благодаря его связям картине удалось увидеть свет, во-вторых, помог также заместитель председателя Гостелерадио – Энвер Мамедов.
По слухам, он не просто помог утвердить фильм к прокату, а ещё и своими руками порвал список с претензиями, заявив, мол никаких проблем у картины нет. Видимо, Мамедов был восхищён советским шедевром.