Почему «звезда» «Бриллиантовой руки» Владимир Гуляев скрывал свое прошлое?

100 лет назад, 30 октября, родился актер из «Весны на Заречной улице» и «Бриллиантовой руки» Владимир Гуляев (1924-1997)

*

У Владимира Гуляева более 70 ролей в кино, и ни одной главной. Его типаж на экране – «друг главного героя», «свой в доску парень». Но, как минимум, две его роли знают все. Это «приятель Саши Савченко» шофер Юрка из «Весны на Заречной улице» и куратор «Семен Семеныча» лейтенант милиции Володя из комедии «Бриллиантовая рука».

Правда, не все знают, что Владимир Гуляев «переиграл» все свои главные роли раньше. В Великую Отечественную он был летчиком-штурмовиком, воевал так отважно, что стал участником парада Победы. А в актеры пошел, когда ему запретили летать — комиссовали из-за многочисленных ранений.

*

ПЕРВЫМ ДЕЛОМ – САМОЛЕТЫ

Владимир Гуляев родился 30 октября 1924 года в Свердловске в семье военного и учительницы. Его отец, Леонид Михайлович, был тесно связан с авиацией, перед войной дослужился до заместителя начальника политотдела Молотовской авиационной школы.

Мама, Мария Алексеевна, в этой же авиашколе преподавала немецкий язык. Неудивительно, что Володя с детства грезил о небе и видел себя только за штурвалом самолета.

Годы спустя, уже став известным актером, Владимир Леонидович рассказывал, что воспитывался он в творческой атмосфере – папа прекрасно играл на баяне, мама – на семиструнной гитаре, оба чудесно пели под собственный аккомпанемент и частенько устраивали домашние концерты с песнями. Сам он с детства писал стихи, в школе занимался художественной самодеятельностью, любил играть на сцене.

Но мечта была одна – летать, без вариантов.

«Я буду летчиком, достойным

Страны Советской дорогой.

Я буду соколом свободным

Летать воздушною тропой.

Увижу славные просторы
Прекрасной Родины моей.
Увижу всё: поля и горы,
И ширь степей, и синь морей.

Увижу мирный труд народа,
Не признающего оков.
Моя священная работа —
Стеречь Отчизну от врагов», — написал семиклассник Володя Гуляев.

Поэтому с 15 лет парень пропадал в аэроклубе, серьезно изучал самолетостроение, штудировал биографии знаменитых пилотов и даже совершил несколько прыжков с парашютной вышки.

ЗА ШТУРВАЛОМ «ЛЕТАЮЩЕГО ТАНКА»

Когда началась война, юноша рвался на фронт — добровольцем. Но в военкомате получил твердый отказ – ему было всего лишь 16. Тогда, чтобы приносить пользу стране, Гуляев пошел работать слесарем в авиационную мастерскую.

Через год стал курсантом Молотовской (Пермской) военной школы пилотов. С отличием ее окончив, летчик-штурмовик Владимир Гуляев 6 ноября 1943 года – прямо с Красной площади — был направлен в 3-ю воздушную армию.

И воевал младший лейтенант геройски. В июле 1944-го «за образцовое выполнение боевых заданий командования и проявленные при этом доблесть и мужество» он был награжден своим первым орденом Красного знамени (всего – два).

О «бесстрашном сталинском соколе» Владимире Гуляеве опубликовали статью, в которой сослуживцы-летчики 335-й штурмовой авиадивизии благодарили его отца – полковника Леонида Михайловича Гуляева «за правильное воспитание сына».

Там же была опубликована цитата из письма младшего лейтенанта Гуляева от 14 сентября 1944 года, адресованного ученикам и учителям школы № 22, в которой он когда-то учился.

«Помню, еще в 7 классе я мечтал стать летчиком и даже сочинил по этому поводу стихотворение, — писал Гуляев. — Моя мечта сбылась. Я стал летчиком и вот уже скоро год, как нахожусь на 1-м Прибалтийском фронте. Летаю на замечательном советском штурмовике «Ильюшин-2». Немцы называют его «черной смертью»… Желаю вам, друзья, успехов в новом учебном году».

Это письмо с фронта передавалось из рук в руки, его читали во всех классах и сегодня оно хранится в школьном музее.

*

Всего на самолетах «Ил-2», которые еще называли «летающей крепостью», Гуляев (с позывным «Уралец») совершил 60 боевых вылетов. Громил врага под Витебском, Полоцком, Бешенковичами, Лепелем, Даугавпилсом, Шяуляем, Кенигсбергом и Пиллау, освобождал Белоруссию и Прибалтику.

Подрывал железнодорожные составы фашистов с танками и боеприпасами, уничтожал автомобили, склады и живую силу. При этом Гуляев был самым молодым летчиком-штурмовиком не только в своей 3-й воздушной армии, но и во всей советской штурмовой авиации в годы войны.

Между прочим, он мог бы стать Героем Советского Союза, ведь в 1942 году Звезду Героя давали штурмовикам за 30 успешных боевых вылетов (в 1941-ом – за 10). Но в 1943-ем планку подняли до 80 вылетов… Получить эту награду Владимиру Леонидовичу помешали раны, контузии, малярия, которой он переболел, освобождая белорусскую землю.

«А было ли мне страшно?» — подумал я. И не мог себе ответить на этот вопрос. Наверное, нет, — позже писал Владимир Гуляев в своей книге «В воздухе «Илы». — Некогда было страшиться, надо было все время действовать, маневрировать, управлять самолетом, стрелять, бомбить и опять стрелять, маневрировать, управлять…»

Летчик был не раз на волосок от гибели. Несколько раз был сбит, горел… В июле 1944 в районе Резекне (Латвия) в «летающую крепость» младшего лейтенанта Гуляева попал зенитный снаряд. Падал горящий самолет над лесом — прямо на кроны деревьев, что, как вспоминал актер, смягчило удар. Экипаж избежал верной смерти, однако сам Гуляев был тяжело ранен.

Из книги В. Гуляева «В воздухе «Илы»:

«Провожу рукой по лицу – вся в крови. Во рту сладковато-соленый вкус как будто там леденцы. Выплевываю их на ладонь и с удивлением вижу обломки своих зубов. Шевелю руками и ногами… Целы!»

Владимира Гуляева в бессознательном состоянии доставили в Москву и потом более трёх месяцев выхаживали в Центральном авиационном госпитале.

При выписке врачи вынесли «приговор»: о штурмовой авиации придется забыть. «Летать может, но только на легкомоторных самолётах ПО-2». То есть на «кукурузниках», которые штурмовики назвали «швейными машинками». Такие были в 335-й дивизии лишь при штабе. Но Гуляев добился повторной медкомиссии, и в марте 1945-го вернулся в свою дивизию и вновь сел за штурвал «летающего танка».

Но в одном из первых же вылетов его самолет вновь был сбит, и снова летчика спасло чудо. В рапорте командира об этом написано так: «От прямого попадания зенитного снаряда самолет В. Гуляева был поврежден, но благодаря отличной технике пилотирования он привел самолет на свой аэродром и благополучно произвел посадку».

*

Свой последний боевой вылет 20-летний лейтенант совершил в апреле 1945-го во время осады Кенигсберга. Именно ему было поручено сбросить с самолета ультиматум коменданту города-крепости генералу Отто Ляшу…

Приказом командования от 9 апреля «за мужество, отвагу и совершенные 20 успешных боевых вылетов в небе Восточной Пруссии» Владимир Гуляев был награжден орденом Отечественной войны I степени.

Своими самыми счастливыми днями в жизни Владимир Леонидович называл День Победы и 24 июня 1945 года, когда в составе сводной роты лётчиков 3-й воздушной армии, в которую отобрали самых лучших – асов из асов, он маршировал на Параде Победы.

Вот так его военная история закольцевалась: ушел воевать с Красной площади и на ней поставил победную точку.

«ВОЛОДЯ БЫЛ ВЛЮБЛЕН В СВОЮ РОЛЬ»

Гуляев и дальше хотел летать, но в ноябре 1945 года не прошел медкомиссию. «Какое небо, лейтенант?! — сказали ему врачи в погонах. – Контужен, все тело в шрамах после ранений… Радуйся, что жив!»

Уволившись в запас, воин-победитель горевал недолго – ему всего 20 лет, вся жизнь впереди. Вспомнил свои успехи в полковой самодеятельности, как однополчане любили его задушевные песни под гитару. И рискнул — отнес свои документы во ВГИК.

Громадного роста, обаятельный, балагур, шебутной, поющий, неутомимо сыплющий анекдотами и историями из своей жизни абитуриент очаровал приемную комиссию. Легендарные режиссеры и педагоги Михаил Ромм и Сергей Юткевич взяли Гуляева на свой первый послевоенный курс, не раздумывая.

Однокурсники и вгиковцы тех лет вспоминали, что Гуляев и другие пришедшие учиться актерскому мастерству фронтовики смотрели на них как на детей. Хотя разница в возрасте была мизерная. А уж когда на праздники те надевали свои «иконостасы», у всех «просто челюсти отвисали».

«Как-то встретились мы в коридоре с Володей Гуляевым, — рассказывал учившийся параллельно в мастерской С. Герасимова и Т. Макаровой актер Николай Сморчков. — Стоит такая громадина – выше нас гораздо и смотрит так на нас сверху вниз: а это, мол, что за дети здесь толпятся? А вскоре Герасимов собрал нас, сказал, что сейчас пришли с войны молодые парни. И это совсем другие люди!»

После ВГИКа Владимир Гуляев был принят в труппу Театра-студии киноактера при киностудии «Мосфильм». И сниматься начал сразу же: его дебютная роль – завхоз в киноповести «Сельский врач» (1951 год). Затем были «Случай в тайге» (1953), «Испытание верности» (1954), «Чемпион мира» (1954), «В квадрате 45» (1955), «Чужая родня» (1955).

*

*

*

…Недавно я специально пересмотрел нарезку из этих фильмов с участием Гуляева. До чего же он хорош там, даже в эпизодах. Вроде герои второстепенные, но он так убедителен, органичен (особенно в «Чемпионе мира» и «Чужой родне»), чем-то неуловимым цепляет и запоминается моментально.

Так что в «Весне на Заречной улице» (1956) актер оказался неслучайно. Предположу, что режиссеры Феликс Миронер и Марлен Хуциев «положили глаз» на Гуляева в «Чужой родне», где он тоже играет в паре с Николаем Рыбниковым и тоже, скажем так, изображает «крайне неприятного типа».

*

Марлен Хуциев вспоминал, что на съемках «Весны…» Владимир Гуляев был в ударе – каламбурил, веселил всю съемочную группу всякими байками. Так классно пел под гитару дворовые частушки, что они потом вошли в фильм, хотя их не было в сценарии.

Марлен Хуциев: «Сразу было понятно, что шофера Юру Журченко будет он играть и никто другой. А Володя был просто влюблен в эту роль. И он очень полюбился зрителям. Не только Рыбников, но и он».

Гуляев так ярко сыграл своего героя – циника, пошляка и неуча, что его… «возненавидела» вся страна. Или, по крайней мере, те 30 миллионов зрителей, которые посмотрели «Весну на Заречной улице» в 1956 году. Но эта роль принесла Гуляеву всесоюзную славу.

В народ пошли его реплики из фильма. «Ты знаешь, кто такой Васнецов?» — «Чё, это с автобазы что ли?». Или «Учение, конечно, свет, только на нашей улице фонари и так хорошо горят».

За кадром осталась только семейная драма: со своей первой женой, однокурсницей Риммой Шороховой, с которой они вместе снимались в «Весне на Заречной улице», вскоре после премьеры Гуляев расстался.

«НАШИ ЛЮДИ В БУЛОЧНУЮ НА ТАКСИ НЕ ЕЗДЯТ!»

В 1950-1960 годы Владимир Леонидович создал целую галерею образов современников – военных, милиционеров, чекистов, простых работяг, шоферов, работников райкомов и даже летчика (в картине «Цель его жизни»). «Солдатское сердце» (1958), «Алешкина любовь» (1960), «Непридуманная история» (1964), «Председатель» (1964), «Ко мне, Мухтар!» (1965)…

Да, роли у него были небольшие, но мастерство актера в том и заключается, чтобы появиться в кадре на несколько минут или даже секунд, а остаться в памяти на всю жизнь.

Именно это качество больше всего в Гуляеве ценили режиссеры.

*

*

Народный артист РСФСР Анатолий Васильев: «Скажу свое мнение как зритель. У героев Владимира Гуляева большой кредит доверия был. Вот появляется его крупный план, его вздернутый чуть-чуть нос, его умные глаза… Несуетливый… И — мужик настоящий».

На съемках комедии «Операция «Ы» и другие приключения Шурика» (1965), где Гуляев сыграл бессловесного милиционера, режиссер Леонид Гайдай понял, что актер достоин большего. Поэтому в его шедевре «Брильянтовая рука» (1968) Владимир Леонидович сыграл свою вторую «звездную роль» — оперативника Володю, куратора «Семен Семеныча Горбункова».

В знаменитой сцене погони за контрабандистами Гуляев даже посидел за штурвалом десантно-транспортного вертолета Ми-8Т, который вел наблюдение с воздуха, а затем поднимал «Волгу» с Леликом и Козодоевым над землей.

*

*

«Когда мы отсняли все кадры и летели обратно, — вспоминал член съемочной группы фильма «Бриллиантовая рука» Владимир Бланк, — Гуляев попросил летчиков, чтобы они ему дали поуправлять вертолетом. У нас у всех глаза на лоб полезли: как может управлять актер?! А он сел и спокойно… Просто удивительно, как здорово он это делал – легко и свободно».

Когда говорят, что у Владимира Гуляева нет ни одной главной роли, это не совсем верно. В 1972 году вышел героико-приключенческий фильм Георгия Юнгвальда-Хилькевича «Дерзость», где Гуляев сыграл старшину Белоуса, а его партнером был замечательный Николай Олялин.

Кстати, эта лента даже взяла приз на МКФ в Праге. Но по независящим от актеров причинам в «золотой фонд» не попала и о ней сегодня мало кто помнит.

По воспоминаниям коллег, при всей своей бесшабашности, легком, веселом характере, Гуляев был удивительно скромным человеком. Никогда не интриговал, не боролся за роли, не пользовался своими связями. Никогда не афишировал свое боевое прошлое и уж тем более им не козырял.

Режиссер Георгий Юнгвальд-Хилькевич: «Я даже не от него узнал о его военной биографии, а от директора студии. Он мне говорит: «А ты знаешь, что он воевал, летчик?» Я изумился: «Кто? Гуляев?» Я был потрясен. Он никогда не упоминал свое военное прошлое, даже во время застолий. Никогда».

Народный артист РСФСР Сергей Никоненко: «То, что он фронтовик, боевой летчик неожиданно вскрылось. Какой-то летчик что-то сказал о самолетах, а Гуляев ему говорит: «Ну что ты будешь мне рассказывать! Я — летал на «горбатых».

Я стал интересоваться: «На каких еще «горбатых»?» И он мне рассказал, что летал на штурмовике. А когда я узнал, что у него два боевых ордена Красного знамени, это было потрясение. Это же та-а-кие награды!»

*

*

*

АКТЕРСКОЕ ПРЕОБРАЖЕНИЕ

В 1980-е кинокарьера Владимира Леонидовича пошла на спад. Он начал себя неважно чувствовать — сказались фронтовые болячки. Потом все хуже и хуже. Гуляев уволился из Театра-студии киноактера, где был парторгом труппы.

Но не сдавался и не падал духом. Написал и издал две автобиографические книги «На полевых аэродромах» (1977), и «В воздухе «Илы» (1985) – о войне и подвигах своих боевых товарищей.

Пока позволяло здоровье, с удовольствием ездил по стране с творческими вечерами, где показывал отрывки из своих фильмов, рассказывал о съемках, своих друзьях-коллегах Николае Рыбникове, Юрии Никулине, Юрии Белове и других, читал стихи, пел под гитару, отвечал на вопросы. Он очень любил встречи со зрителями!

«Однажды мы сидели с товарищем в Доме кино, — рассказывал актер Николай Сморчков, — был чей-то творческий вечер. Вдруг объявляют: «Сейчас выступит Владимир Гуляев». Из-за кулис появляется Володя… И идет как «на лыжах» – еле передвигая ноги.

Боже мой! Товарищ говорит: «Разве ты не знаешь, у него уже давно плохо с ногами?!» «Нет!» Гуляев подходит. Думаю: ну что он может в таком состоянии?! А он взял микрофон, и совершенно бодрым голосом начал что-то интересное рассказывать… Моментально преобразился! Как ему потом аплодировали!»

Последняя картина с его участием – социальная драма «Исполнитель приговора» — вышла в 1992 году.

Буквально два слова о личной жизни Владимира Гуляева. Остались воспоминания, что она была бурной. Официально он был женат трижды.

После развода с Риммой Шороховой актер связал свою жизнь с ее тезкой – Риммой Простомолотовой, инженером связи, в этом 20-летнем браке у него родились двое детей: дочь Екатерина (1959 г. р.) и сын Леонид (1972-2013). Третьей женой Гуляева стала Люция Ефимова (1927-2003), с которой он прожил до конца своих дней.

Владимир Леонидович ушёл из жизни 3 ноября 1997 года в Москве на 74 году. Похоронен на Кунцевском кладбище столицы.

В заключение предлагаю несколько зрительских откликов, опубликованных на странице Владимира Гуляева на сайте «кино-театр.ру».

«ЗАТМИЛ ВСЕХ ГЛАВНЫХ ГЕРОЕВ»

«Владимир Леонидович приезжал к нам в школу на встречу в 1970-х годах. Очень интересный человек, замечательный рассказчик. Много говорил о съемках, разных забавных случаях, с теплотой говорил об актерах. Светлая память!»

«Прекрасный, любимый актер, во всех ролях хорош! В «Весне на Заречной улице» затмил всех главных положительных героев, настолько яркий и запоминающийся. Мужественный человек, фронтовик. Удивительно, сколько граней в одном красивом человеке. Низкий поклон, дорогой Владимир Леонидович».

«Смотрю сейчас фильм «Весна на заречной улице», все чудо как хороши, молодые, талантливые, но Гуляевым налюбоваться не могу, наслушаться, самый яркий образ, бриллиант».

«Он был Мастером высшего пилотажа не только на фронте, настоящий профессионал и откровенный романтик, хохмач и правдоруб… Любим и помним Вас, наш дорогой Владимир Леонидович!»

«Очень люблю этого актёра! Его открытое лицо, глаза с грустинкой, чуть смущённую улыбку, манеру речи. Замечательный мастер ролей второго плана. В фильме «Весна на Заречной улице» его герой, приятель Саши Савченко, по сюжету этакий пустозвон, насмешливо-циничный парень. Но для меня он в чём-то даже интересней главного героя. Cветлая память!»

«А мне герой В. Гуляева из фильма «Весна на Заречной улице» вовсе не кажется каким-то неприятным или аморальным. Нет, он явно в противовес инженеру Крушенкову простоват, нагловат, старательно отыграл свою роль, но какое море обаяния у актера, я весь фильм просто любуюсь, какая улыбка! Где сейчас такие актеры? Очень мною любимый актер и красивый мужчина! Еще и фронтовик».

«Словно старый знакомый — это чувство с первого кадра. Не могу забыть его в «Весне на Заречной улице». Вроде бы и человек «не очень», но его жаль безмерно. И в «Бриллиантовой руке» — не

забываемый в роли близнецов! От таких оперативников-профи, спокойных и выдержанных, враг не уйдёт. И с каким профессиональным удовольствием он управляет вертолётом. Эти кадры уникальны, когда знаешь, что за человек за штурвалом».

«С каким шиком он сыграл в «Бриллиантовой руке»! Как водил машину, вертолет, даже просто закуривал. Залюбуешься!»

«Как же мне нравится этот актер. Когда я еще училась в школе, он приезжал к нам на школьный кинолекторий. Я просто в восторге от его игры. По-моему, нет ни одного фильма 1950-х, где он не играет. Я знаю, что он весь израненный после войны, а на киноплощадках всегда всем поднимал настроение. Чудесный артист».

«Их уже почти всех нет. «Весна на Заречной улице» помнится с детства. Гуляева в фильме не любил. Да, не строитель коммунизма. Так здорово сыграл. Экстра-класс! А вот, что боевой летчик-истребитель — не знал. Склоняю голову!»

«Совершенно уникальный актер из маленьких эпизодов создавал колоритнейших киногероев. Ироничных, циничных, немножко нагловатых, но таких милых и привлекательных, что порой они были более любимы, чем основные герои. Неповторимый голос, его тембр, уже притягивал к экрану».

«Замечательный актер, герой войны! Мне его лучшей ролью кажется водитель Юра в «Весне на Заречной улице». Отрицательный ли это герой? Нет — это простой советский рабочий парень, который просто живет, а не строит коммунизм.

Живет своей скромной жизнью со своими радостями (девушки, выпивка, гитара). И таких ведь было большинство. И Гуляев, играя Юру, вовсе его не осуждал, потому и создал такой образ. Юра ведь по-своему искренне желает добра Саше».

«Запомнился навсегда своим обаянием и улыбкой, а, значит, душа у него была открытая, сейчас такие люди большая редкость… на вес золота! Любим его работы и его самого! Ветеран ВОВ, а это ЛЮДИ с БОЛЬШОЙ БУКВЫ. Царствия Небесного и Вечная Память!»

«Любимый актер из любимого СССР — великой Родины».

*

Оцените статью
Почему «звезда» «Бриллиантовой руки» Владимир Гуляев скрывал свое прошлое?
Еще 10 малоизвестных советских фильмов начала 90-х, имеющих высокие оценки зрителей