«Покровские ворота» пару раз «заглянули» в будущее (уверена, что умышленно)

Представляю, как же сложно было создателям фильма «Покровские ворота». Им нужно было воссоздать 50-е годы, находясь в 1980-х. В «Покровских воротах» можно увидеть разные улицы Москвы, парки, скверы, набережные. Много людей, домов, машин. И все они должны были быть типичными для 1950-х. Но в фильме все же можно заметить «пришельцев из будущего» — предметы, которые появились в стране намного позже. И есть версия, что это вовсе не ляп, а интересный замысел режиссера.

Мелочи из 1980-х в фильме про 1950-е

Например, бумажная шапочка Льва Хобботова. Если б киношники сложили стандартную треуголку, то вышло бы просто и ладно — ноль претензий. Но реквизиторы смастерили затейливый газетный колпак, а чтоб он не развалился, скрепили края прозрачной липкой лентой. А в 1950-х никакого скотча в широкой продаже еще не было.

В одном из микро эпизодов «Покровских ворот» показали двух детишек, играющих в сквере. На куртке мальчика отчетлива виден медвежонок — символ олимпиады 1980 года. Можно ли было не заметить столь яркую нашивку при съемке столь крупного кадра? Сомневаюсь. Ощущение, что режиссер специально приказал заснять малыша, чтоб олимпийский мишка бросился зрителям в глаза.

С машинами в фильме обошлись аккуратно — собрали целый автопарк из ретроавтомобилей. Но периодически в кадр все же въезжали неподходящие по времени машины — то Жигулята, то Горбатые. И убирать такие эпизоды режиссер не захотел.

Есть момент, где крупно показали поливальную машину. Такие ЗИЛЫ-130 в 50-х еще не собирались и, уверена, создатели «Покровских ворот» это прекрасно знали. Но все равно навели на него камеру и засняли. А ведь без этого эпизода можно было бы обойтись, но его оставили.

В фильме есть пару секунд с трамваем. На заднем фоне можно заметить телефонную будку красного цвета. Вот только незадача — подобные «коробки» стали ставить на улицах городов только с 70-х годов (будки 50-х имели иное остекление и выкрашивались в серые или зеленый цвет).

Кстати, такая же телефонная будка замечена в другом фильме — в «Месте встречи изменить нельзя». Но тут точно ляп, а вот в «Покровских воротах» все намного интереснее.

А вдруг это не киноляпы, а замысел

Выше уже написала, что при съемке и монтаже «Покровских ворот» временные несостыковки не заметить авторы фильма не могли. Машины, будки, нашивки на куртке — это не мелочи, а крупные детали. Тем более их набирается многовато, чтоб списывать на невнимательность целой группы людей. Поэтому и родилась у меня мысль, что все перечисленное — не ляп, а задумка.

Легкое подтверждение этому я нашла в интервью тренера сборной Москвы по мотоболу Леонида Машкова (он в фильме изображал Савранского на мотоцикле) для журнала «За рулем». И в этом интервью есть любопытный момент.

«Козаков дал мне указание показать эдакого байкера-чародея, которые не ездил по Москве, а почти что летал. Я должен был разгоняться, подпрыгивать, совершать интересные развороты. Камера при этом не плавно следила за движением мотоцикла, а фиксировала, как он врывался и исчезал за границей кадра — словно пронзал пространство и время».

Что если у Михаила Козакова и была затея позаигрывать с ощущением времени — не только с помощью езды мотоцикла? Да, история происходит в 50-х, но она сильно связана с будущим. Вот почему на протяжении фильма и разбросали мелочи из 80-х — как намек на связь эпох.

Вот такая версия.

А что вы скажете на это? Перечисленные детали, по вашему мнению, это пустяковые киноляпы или интересный символизм, задуманный режиссером? Мне лично больше нравится вторая версия — она очаровательна.

Оцените статью
«Покровские ворота» пару раз «заглянули» в будущее (уверена, что умышленно)
Про самый первый художественный фильм, снятый Эльдаром Рязановым