«Иван Грозный». Замечательный фильм, снятый безмерно талантливым режиссёром Эйзенштейном.
Миллионы зрителей по всему миру, восторженные отклики — фильм произвёл фурор, он был принят публикой так, как до этого, пожалуй, не принимали ни один другой фильм.
И никто из зрителей даже представить себе не мог, насколько тяжело дались Сергею Эйзенштейну эти съёмки. Почему? Сейчас расскажу.
Наливайте кофе, устраивайтесь поудобнее, поехали.
Тяжёлое время
Начнём с того, что фильм снимали в 1944 году. Время голодное, люди еле живы от усталости, холодов, непрекращающихся бомбёжек…
Казалось бы, ну кому в голову придёт снимать фильм в такое время, когда даже актёры едва могут стоять на ногах? Когда они произносят фразу радостным голосом, а в это время у них урчит от голода в желудке?
Но комедия должна продолжаться всегда, искусство — вечно и оно не зависит от голода, эпидемий, войны.
Съёмки проходили на грани человеческих возможностей: вечно голодные актёры падали в обморок, забывали реплики, ссорились из-за неврно понятой кем-то из них интонацией.
Но хуже всего пришлось в тот момент, когда Эйзенштейн начал снимать сцену пира:
По сценарию требовалось снять роскошную сцену пира (ни для кого же не секрет, что наши олигархи так не гуляют, как гуляли русские цари?). Стол должен был ломиться от яств, напитков. Но вот сделать это в голодном 1944 году было очень трудно, продукты добыли с невероятным трудом.
И вот съёмка. Режиссёр командует: «Начали». Голодные актёры подбегают к столу и жадно набрасываются на еду.
Понятно, что по сценариию они должны были просто прислуживать, подавать блюда, развлекать. Вместо этого они ели…
В конце концов от стола с едой их удалось оттащить, но часть реквизита они успели съесть. Эйзенштейн был в шоке: денег на новые продукты нет, а при повторной съёмке актёры, скорее всего, вновь бросятся есть.
Ему не осталось ничего другого, кроме как полить еду керосином. Да, жестоко, несправедливо и неправильно. После съёмки этой сцены ведь эту еду можно было бы поделить не всех и съесть.
Но риск, что актёры съедят эту пищу ещё до окончания съёмок был велик. Пришлось прибегнуть к такому жестокому методу.
История повторяется
Во время съёмок «Иван Васильевич меняет профессию» (1973 год) история повторилась. Пока снимали в Москве, всё было хорошо — там не было дефицита продуктов, всё можно было купить спокойно. А вот в регионах с этим было сложнее.
Когда командар приехала снимать в Ростов, возникла таже проблема, что и при съемках «Ивана Грозного».
Согласно сценарию, на стол поставили поднос с настоящим поросёнком, почки заячьи верчённые, щучьи головы с чесноком и другие яства. Актёры были в шоке: большинство из них в жизни такого не видели.
Само собой, что они тоже потихоньку поворовывали пищу. Чтобы они не съели совсем всё, работникам, отвечающим за реквизит, пришлось полить еду керосином.
Забавный факт: после съёмки этой сцены выяснилось, что один из членов съёмочной команды забыл на столе бутылку «Боржоми». Сцену пришлось переснимать.
На такие вот жестокие меры пошли режиссёры чтобы сохранить реквизит в целости и сохранности.