«Полосатый рейс»: почему от съемок отказывался Леонов, и как в фильм попал Лановой

Эту фееричную комедию снимали на основе вполне реальных событий. Капитан дальнего плавания, писатель Виктор Конецкий в сценарии описал случай из собственной службы. Однажды он перевозил на судне трех белых медведей для цирка.

Один медведь вырвался из клетки и начал бегать по палубе, распугивая экипаж. Общими усилиями растерянное животное загнали обратно – поливали его водой из пожарных шлангов. Киношным начальникам история пришлась по душе. Только медведей в сценарии поменяли на тигров, а сюжет дополнили любовной линией.

Изначальная же идея фильма о дрессировщице принадлежала, как ни странно, Никите Хрущеву. В 1959 году Москву с официальным визитом посетил король Непала.

По окончании деловой программы генсек пригласил высокого гостя в цирк. Одним из главных номеров в цирковой программе было выступление дрессировщицы Маргариты Назаровой.

Оба высокопоставленных гостя были от номера в восторге. А Хрущев, говорят, даже пригласил Назарову в правительственную ложу и лично выразил уважение артистке. «Вот о каких женщинах нужно делать кино», – сказал Никита Сергеевич.

Слова генсека прозвучали как руководство к действию. Спустя год о дрессировщице тигров на Ленфильме начали снимать фильм.

Маргарита Назарова до этого уже работала с тиграми в нескольких кинокартинах. Правда, не как актриса, а как дублерша. Например, в «Укротительнице тигров» она подменяла Людмилу Касаткину.

Зато в «Полосатом рейсе» у нее была полноценная роль, и дублер понадобился ей самой. В самых опасных эпизодах ее подменял супруг Константин Константиновский. Также он был дублером актера Ивана Дмитриева. Помните сцену драки старпома с хищником? Если присмотреться, то можно увидеть, что в кадре вовсе не Дмитриев.

К съемкам готовились несколько месяцев. Чтобы актеры и тигры привыкли друг к другу, всю честную компанию поселили на старом судне «Матрос Железняк», находившемся в Ленинграде. Все артисты прошли инструктаж о том, как вести себя с хищниками. Но все равно нервничали. Неспокойно вели себя и животные.

В фильме участвовали 10 цирковых тигров. Льва по кличке Васька нашли в Херсонском зоопарке, дрессированного шимпанзе по кличке Пират – в Киеве. Павильонные съемки проходили непосредственно на Ленфильме. Основная же работа происходила в Сочи – в санатории Совета Министров СССР.

Многие артисты согласились участвовать далеко не сразу. Некоторые даже отказывались от кинопроб. Оно и понятно. Съемки с тиграми – работа небезопасная. Дольше всех пришлось уговаривать Евгения Леонова.

Коллеги даже шутили: «Вон ты какой полненький. Если что, тебя первого и съедят». Но шутки – шутками, а боялся актер не напрасно. По сценарию именно его персонаж контактировал с хищниками больше всего.

В конце концов Евгений Павлович согласился. Но поставил условие: чтобы в сцене в ванной между ними и тигром было пуленепробиваемое стекло. Актера вначале действительно отгородили, как он и требовал.

Но оказалось, что стекло дает на камеру блики. И пока Леонов намыливался, перегородку тихонько убрали. Животное начало проявлять к происходящему интерес. И когда актер открыл глаза и обнаружил тигра прямо рядом с собой, то в испуге выбежал из кадра. Эта сцена так и вошла в фильм.

На съемках случались и другие курьезы. Очень непросто далась знаменитая сцена с подплыванием хищников к берегу. Небольшой залив, где проходили съемки, огородили четырехметровым забором, уходившим далеко в море.

Для охраны вызвали пять нарядов милиции. Работу начали рано утром – чтобы рядом не было отдыхающих. Но за оградой все равно собрались сотни зевак.

Клетку с тиграми погрузили на катер, отвезли в море и открыли. Думали, что животные сами прыгнут в воду и поплывут на сушу. Операторы забрались наверх клетки и приготовились снимать. Но не тут-то было. Тигры и не думали никуда плыть. Вместо этого тоже начали лезть наверх. И в море попрыгали уже сами операторы.

Во время второй попытки животные все же поплыли к берегу. Но потом двое хищников повернули обратно к катеру. Операторы тут же укрылись в каютах. А один от страха даже забрался на мачту.

Когда сцену все же отсняли, одна из тигриц перепрыгнула через забор и оказалась среди зевак. Началась паника. Зрители, а вмести с ними и милиционеры, пустились наутек.

Очевидцы вспоминали, что ситуацию спасла барышня-осветитель. Девушка не испугалась. Стукнула животное брезентовой перчаткой по носу. Растерянная хищница тут же удалилась обратно.

По другой версии, тигрица, перепрыгнувшая через забор, убежала в город и добралась до лодочной станции. Догонять ее пришлось непосредственно Маргарите Назаровой. В итоге все закончилось благополучно, и никто не пострадал.

Несмотря на все сложности, комедия определенно удалась. А некоторые эпизоды вышли особенно забавными. Помните Василия Ланового в роли туриста, принявшего тигров за пловцов в полосатых купальниках? В фильм он попал случайно. Киношникам тогда просто повезло.

Артист проводил отпуск на Черном море. Ни в каком кино он сниматься не собирался. Тем более, в эпизоде. Но актера смогли уговорить. Заплатили ему 50 рублей, и он согласился. Сумма по тем временам была вполне приличной.

Свою крошечную роль Василий Семенович впоследствии называл самой любимой. Говорил, что в ней некогда было ошибаться. Его турист в стильных солнцезащитных очках, с косынкой на шее и правда получился очень колоритным.

«Полосатый рейс» в 1961 году стал хитом советского проката. По кассовым сборам фильм занял первое место. В год выхода комедию посмотрели более 32 миллионов зрителей. А дрессировщица тигров Маргарита Назарова стала кинозвездой.

Позже она мелькнула еще в паре-тройке кинокартин. Режиссеры наперебой предлагали ей сниматься еще и еще. Но Маргарита Петровна все же выбрала цирк, а не кино.

Оцените статью
«Полосатый рейс»: почему от съемок отказывался Леонов, и как в фильм попал Лановой
Легенда 1960-х — фантастически талантливый Геннадий Шпаликов и его фантастически несчастная жизнь