31 марта 1981 года на ежегодной премии вручения «Оскар» статуэтку за лучший фильм на иностранном языке получила советская лента “Москва слезам не верит”.
Многие отечественные звезды тех лет при этом испытали чувство досады. Такого успеха картины они не ожидали. На предложение режиссера фильма Владимира Меньшова сняться у него ответили отказом.
В результате почти всех главных героев сыграли актеры, которые вовсе не должны были в этом фильме сниматься. В том числе Юрий Васильев и Александр Фатюшин.
Действие фильма “Москва слезам не верит” начинается в конце 50-х и продолжается в конце 70-х годов. В героях ходят передовики производства и хоккеисты.
Красивые девушки приезжают из далекой глубинки покорять столицу, живут в хороших общежитиях, работают, учатся, мечтают о прекрасных принцах. И принцы приходят, хотя среди них попадаются и с изъянами.
Но потом появляется настоящий принц и все кончается хорошо.
Но вначале затея выглядела опасной.
Звезды тех лет массово отказывались сниматься в сентиментальной мелодраме о советской золушке.
Роль обаятельного и вероломного телеоператора Рудольфа Меньшов предложил Владимиру Ивашову. Ивашов не захотел играть негодяя, так как очень дорожил своим положительным кинообразом. Не захотели сниматься Евгений Жариков, Олег Видов, Лев Прыгунов.
Тогда Меньшов вспомнил эффектного красавца, работающего в Малом театре. Юрия Васильева. Если на роль Рудольфа режиссер искал актера долго, то исполнитель роли Гурина нашелся очень быстро.
-Этой роли в сценарии вообще не было. Даже персонажа такого не было. Был только какой-то упоминаемый ухажер Людмилы, кажется хоккеист. Но о нем только говорили, он не появлялся.
Я понял, что он нужен в картине и написал эти сцены с ним.
Владимир Меньшов.
Не напиши эту роль Меньшов, неизвестно, когда пришла бы к молодому талантливому актеру Александру Фатюшину всесоюзная слава. При том, что снимался он много, но оставался в тени других исполнителей.
Ситуацию мог бы переломить Эльдар Рязанов, написавший специально для Фатюшина роль в фильме “Служебный роман”.
Но, как назло актер повредил глаз и в фильм вошли лишь крохотные эпизоды с его участием, снятые до травмы. И вот опять подобное предложение. Разве мог Фатюшин от него отказаться. Меньшов приглашал артистов на пробы парами. Их дуэт с Ириной Муравьевой тут же утвердили.
В фильме есть много прекрасных планов столицы. Меньшов изменил скучное первоначальное название “Дважды солгавшая” и сделал Москву одной из главных героинь.
Некоторые места даже стали достопримечательностями. Как, например, лавочка на Гоголевском бульваре, на которой обожают делать фото туристы. Именно здесь произошли два главных объяснения Катерины и Рудольфа. Сначала молодых, а потом 20 лет спустя.
Васильев
В 1965 году режиссер Сергей Герасимов пригласил Юрия Васильева на главную роль в свою картину “Журналист”.
Уже приняв решение снимать Васильева, Герасимов обратился к дамам съемочной группы.
-Ну девушки, с кем бы вы поехали отдыхать в Сочи из этих пятерых? — спросил он, разложив фотографии.
Все в один голос: —Конечно же Юра Васильев!
Одна из серий должна была сниматься в Женеве и Париже. Друзья и коллеги были потрясены. Такое везение, выезд за рубеж, съемки со звездами французского кино и эстрады.
Васильев был абсолютно органичен и рядом с французскими актерами, и на улицах Женевы. Он умел носить дорогие костюмы, красиво есть, пить, курить.
По фактуре того времени он был похож на голливудского актера.
Но не менее органичен Васильев и в сценах, действие которых происходит в небольшом провинциальном городке Горноуральске. “Журналист” имел большой зрительский успех. Глядя на Васильева, женщины теряли головы. Его очень любили женщины, но сам он для этого ничего не делал.
Все кругом, и сам Васильев были уверены, что после “Журналиста” его начнут много снимать. Но голливудская внешность ему на самом деле больше мешала. Советскому кино требовались другие типажи. На экране Васильев появлялся редко.
Только спустя 12 лет после выхода “Журналиста” Юрий Васильев наконец получил приглашение на одну из ролей в фильме “Москва слезам не верит”.
Актер с голливудской внешностью вырос в обычной семье столичных интеллигентов. Папа — инженер, мама — библиотекарь. Коренные москвичи. И это единственное сходство Васильева с его персонажем.
Рудольф — избалованный маменькин сынок-белоручка. Мать мечтает о выгодном браке для него и от связи сына с простой работницей приходит в ярость.
Только впервые увидев свою дочь Александру взрослой, Рудольф понимает, как многого не случилось в его жизни.
Фатюшин
При окончательном монтаже из фильма выпало несколько отличных эпизодов с участием Александра Фатюшина.
Но, несмотря на это, его Гурин оказался самым народным персонажем. Во-первых: хоккеист. Во-вторых: не зазнавшийся хоккеист. В-третьих: сгубившая его славу беда была так понятна многим мужчинам.
К сожалению, в реальной жизни совпадений с Гуриным действительно много.
Во время съемок режиссер и актер подружились и даже рванули в Рязань, на родину Фатюшина, где его отец работал водителем, а мама работала на фабрике.
Фатюшин долго не женился. Он все время был влюблен в женщину, которая не хотела быть с ним.
Ирина Калиновская была старше его, замужем и уходить от мужа не собиралась. Так продолжалось не один год.
Пока не появилась Лена Мольченко.
А успех фильма “Москва слезам не верит” был невероятный.
Владимир Меньшов рассказывал, как в морозный февральский день 1980 года он вышел из метро Пушкинская, и застыл в удивлении. Вся площадь была заполнена людьми. Не сразу он понял, что они стоят в кассу кинотеатра “Россия” за билетами на его фильм.
Самое удивительное, что в картине не оказалось главных ролей. В ней запоминаются все персонажи. Фильм вскоре получил «Оскар».
А у актеров, снявшихся в нем, судьбы сложатся по-разному.
Юрий Васильев продолжал играть на сцене Малого театра. Был хозяйственным, заботливым отцом и мужем. Он был абсолютно земным человеком и все мог сделать своими руками. Построил своими руками дачу, построил дом, купил машину, которую сам мог починить. У него был сад и огород, где он выращивал урожай, который хранил в гараже, а потом раздавал друзьям.
В советские годы, а потом и в 90-е это было хорошее подспорье в хозяйстве. В кино он снимался мало, но Юрий Соломин предложил ему заняться режиссурой.
Дружба Меньшова и Фатюшина дала трещину из-за фильма “Любовь и голуби”. Фатюшин мечтал сыграть в нем главную роль.
-Оказывается он обиделся смертельно. Мы столкнулись с ним в ресторане Дома кино и вдруг была раздраженная, злая реплика с его стороны. “Ты все равно лучше актера не найдешь”.
Но на премьеру фильма “Любовь и голуби” он пришел. После просмотра он подошел ко мне. Я ждал каких-то резких слов с его стороны, но он сказал: “Ну что. Гений. Победил что-ли?”
Но было видно, что ему было не так легко признаться в том, что картина получилась и без него.
Владимир Меньшов.
Фатюшина можно понять. К славе привыкаешь быстро и хочется его продолжения. Его много снимали, но после “Москва слезам не верит” ни один его фильм не имел такого же успеха.
И, как это часто случается в творческой среде, на почве творческой неудовлетворенности у Фатюшина началась та же беда, что и у его героя. Несмотря ни на что, жена Лена любила его по-прежнему.
Наступили 90-е годы. Страна менялась. Менялись человеческие отношения и принципы, которые Александр Фатюшин не принимал. У него стало сильно сдавать здоровье. В 52 года его не стало.
Четырьмя годами ранее, в 1999 году от сердечного приступа незадолго до своего 60-летия ушел из жизни Юрий Васильев. Смерть его была неожиданной. Он поехал чинить машину, очередь двигалась медленно, было жарко. Домой приехал уставшим. Жена жарила котлеты на кухне.
А он лег отдохнуть, посмотреть телевизор. На диване и умер.
Актеры, сыгравшие в фильме “Москва слезам не верит” были частью этого удивительного города.
И родившийся здесь Юрий Васильев, и паренек из провинции, ставший столичным жителем Александр Фатюшин.
В этом городе они стали знаменитыми и сгорели до срока, оставшись в лучших своих фильмах молодыми и прекрасными.