В первых числах сентября 1992 года на киностудии «Мосфильм» Леонид Иович Гайдай завершил работу над своей последней комедией «На Дерибасовской хорошая погода, или На Брайтон-Бич опять идут дожди».
Работа над фильмом началась ещё при Советском Союзе, а заканчивалась уже после упразднения СССР. Были серьёзные трудности с финансированием, и комедия могла вообще не дойти до экрана, как это случилось с очень многими фильмами, производство которых остановилось с распадом страны.
С января 1992 года бюджетное финансирование кинематографа закончилось. Но Гайдая спасло то, что основные затраты он успел провести ещё в 1991 году, и на завершение работ ему требовалось сравнительно мало денег.
На «Мосфильме» было прекращено финансирование более десятка картин, которые были в разных стадиях производства. Собственных средств хватало, чтобы успешно завершить лишь один-два фильма.
И руководство киностудии мудро рассудило, что им стоит вложиться именно в фильм Леонида Гайдая, чтобы в итоге получить прибыль. Тем более, что под знаменитое имя режиссёра нашлись и другие инвесторы.
Но надежды на прибыль были тщетными, так как наступившая чуть позже рекордная инфляция в стране обесценила деньги не только граждан, но и всех организаций.
Сегодня невозможно достоверно оценить коммерческий результат этой комедии. Сборы, безусловно, были, и даже значительно больше, чем у других кинопремьер 1993 года. Но гиперинфляция в две с половиной тысячи (!) процентов в течение года практически обнулила рублёвую выручку кинопроката.
К этому фильму Леонида Гайдая зрители и критики относятся очень по-разному. Большинство советских поклонников великого режиссёра считают комедию откровенной халтурой и худущей работой Гайдая.
Но были и те, особенно из молодого перестроечного поколения, которые и сегодня убеждены в том, что фильм очень даже получился и что он им больше понятен, чем, например, старые картины с Шуриком. Правда, следует признать, что таких зрителей всё же меньшинство.
Лично мне кажется, что Гайдай взял для работы слабый сценарий, в котором гротеск граничит с безвкусицей. Поэтому фильму не помогли как известные актёры, так и сам маэстро.
Тем не менее, комедия получился динамичной и весёлой. И мне кажется, что сегодня она смотрится даже чуть забавнее, чем в те непростые 90-е.