Завораживающим и где-то даже ласкающим ушную перепонку голосом Павла Смеяна говорил целый ряд персонажей великолепных, ни в чем не уступающих диснеевским советских мультфильмов, множество героев музыкальных и обыкновенных художественных картин и изумительных спектаклей. Господь отмерил артисту лишь 52 года, может быть, наказав за некоторые грехи?
Пашка—урожденный москвич. Ну и что такого? Уж поверьте мне, не все столичные жители настолько плохи. В апреле 1957 года огласил белый свет он криком своего рождения, озарив лучиком счастья молодую семью работников киноиндустрии.
В плоть и кровь пацана нотное искусство стало входить с его младых ногтей, он легко освоил саксофон, с дипломом в кармане захлопнул за собой дверь училища имени Гнесиных.
А уже лет с 20 юноша начинает пробовать силы в разного толка вокально-инструментальных ансамблях, ибо групп и команд тогда не было. Партия, понимаете, не велела. ВИА, и точка. И петь этим коллективам предписано было о комсомоле, КПСС, беззаветных трудовых свершениях, верности делу Ленина, отпоре империалистической военщине, мире и дружбе между народами.
О временах года в принципе тоже можно было. И лишь в последнюю очередь о любви. Обязательно чистой, светлой и большой.
Что же касается нашего героя, то вместе с братом-близнецом Сашей он на протяжении некоторого времени работает в ансамбле “Виктория”, покамест в декабре 1980-го в возрасте 23 лет близкий родственник парня не уходит трагически из жизни.
Кстати говоря, со слов Павла Смеяна, на брата в подъезде налетели четверо каких-то мутных типов однако, трусливые соседи отказались давать показания.
Следующими коллективами Смеяна были “Воскресенье” Романова и Никольского, “Рок-ателье” Криса Кельми и “Фестиваль” Дунаевского и Айзиковича. В начале 1990-х музыкант со товарищи издает виниловый диск-гигант под названием “Апостол#1″. А с 1998 по 2004 год Павел был участником культовой рок-команды “Черный Кофе”. Между тем, не одна рок-сцена являлась пределом мечтаний парня. Вместе с “Викторией” певец участвовал в спектаклях легендарного “Ленкома”.
А уж рок-опера “Юнона и Авось”, где он блистал в образе Главного Сочинителя, и подавно сыграла главнейшую роль в жизни Павла, о чем артист неоднократно говорил. В дальнейшем он мастерски исполнил мужские партии в “Мэри Поппинс, до свидания” и прочих великолепных лентах.
Между тем, об этом мало кто знает, но в 1993 году музыкант отправился в Валаамскую обитель в качестве то ли трудника, то ли послушника. И знаете, отчего? Просто, как говорил Смеян, его всё тогда достало—общая людская неустроенность, разруха в головах, разгул бандитизма, собственноручное лишение жизни зверей в качестве охотника. Но когда отправился к праотцам батя музыканта, чей уход буквально подкосил его мать, Павел вынужден был покинуть благословенные стены монастыря.
Весной 2009 года Смеяна и его близких буквально оглоушило кошмарное известие—поджелудочную железу артиста сжала фатальной хваткой в своих погибельных клещах подлая злокачественная опухоль. А ведь мужчину уже приличное время изводили до жути неприятные и болезненные ощущения в области желудка, однако, Смеян списывал все на банальный хронический панкреатит.
И вот вам пожалуйста, досписывался. Боже ж ты мой. Сколько же горя принес человечеству этот род агрессивной и быстро прогрессирующей онкологии. Перечислю жертв этой диавольской напасти—Любовь Орлова, Олег Янковский, Людмила Сенчина, Лучано Паваротти, Марчелло Мастроянни, Патрик Суэйзи, рок-музыкант Джон Лорд, Стив Джобс. Гори в аду, мерзкое порождение сатаны.
Ну а наш герой решил, что он ни за что не сдастся без боя и чем черт не шутит вдруг по милости Божией и одержит победу. Первое время музыкант лечился на Родине, выдержал не менее пяти курсов жестокой и перепахивающий организм вдоль и поперек химиотерапии. Затем направил стопы в братскую Германию, представители которой, квалифицированные онкологи, чуда не обещали, но продление жизни пациента видели вполне реальным.
Спутница жизни певца той поры поведала прессе, что за короткий период для вышеназванной цели требовалось собрать 1 миллион 750 тысяч рублей. А тогда, извините, это были довольно приличные деньги. Не то что сейчас, когда что дорожает нефть, что дешевеет, рублю по фигу. Дерево остаётся деревом. Причем отнюдь не зеленеющим.
Тогда же средства собирали с миру по нитке. Давали знакомые актеры, музыканты, помогли пара благотворительных Фондов. Короче говоря, наскребли с грехом пополам чуть больше 400 тысяч, прочее родным пришлось брать взаем.
Наконец то Смеян ложится на операционный стол, хирурги работают отлаженно и профессионально, и кажется, теперь-то на определенный срок передышка гарантирована. Да и то сказать, Смеян почувствовал себя ощутимо лучше, начал мало-помалу двигаться, наведываться на улицу. Родные были обнадежены. И тут как назло потребовалась ещё парочка операционных вмешательств, хотя и говорится, что лучшее—враг хорошего.
И что бы вы думали, теперь уже организм Смеяна не выдержал. Дабы ужасные боли не терзали артиста, медиками было решено задействовать искусственный сон, при котором пациенту дают пищу посредством специальной трубочки. 10 июля 2009 в палате немецкой больницы артист отдал Богу душу. Последний приют мужчина нашел на столичном Хованском кладбище бок о бок с брательником и отцом. Кстати говоря, указания о месте собственного погребения Смеян оставил ещё тогда, когда страшным образом оборвалась жизнь родившегося в один день с ним Александра.
А ведь ещё в конце 2008 года Смеян был переполнен радужными ожиданиями. Творческих планов было громадье, причем их осуществление выглядело вполне реальным. А потом супруга артиста вот-вот должна была родить.
6 января появился на свет Макарий, а через некоторое время медики озвучили ужасный диагноз. Однако, и это не поколебало уверенности Павла в том, что воспитание отпрыска будет лежать лишь на их с супругой плечах, и никаких бабушек к этому делу он подключать не собирается. Ох, как мечтал Смеян дать сыну всё возможное, вырастить его достойным человеком. Увы и ах, случилось то, что случилось…
Что же касается личной жизни певца, то вряд ли можно позавидовать спутницам жизни человека, чей характер был отнюдь не сахарным. А уж когда музыкант принимал на грудь, то и подавно он слетал с катушек. Первая супруга Смеяна обворожительная Наталья Ветлицкая, которая тогда лишь начала возноситься к вершинам популярности, испытала это в полной мере на собственной шкуре.
Позже певица поведала Малахову: «Это был очень сложный и очень тяжелый человек, раненый — и в связи с этим очень обозленный, закомплексованный. Там было всего «очень» в высокой степени. Для меня это тяжелый опыт, учитывая то, что я тогда была неопытным ребенком».
Короче говоря, брак со Смеяном, который, что уж там кривить душой, покалачивал жену, продлившийся около трёх лет, Ветлицкая вспоминала как страшный сон.
Около пяти лет музыкального деятеля по жизненной стезе сопровождала некая повелительница театральных кукол Вика. Павел и женщина не расписывались, а о прочем история умалчивает.
В ЗАГС же музыкант повел свою следующую подругу Люду, ранее танцевавшую в мюзик-холле города на Неве, в 1996 году. Смеян как раз незадолго до того возвратился в мир из монашеской обители, священник которой при расставании благословил исполнителя найти себе по молитвам Господу подходящую благоверную.
Видать, такой Людмила и оказалась. По крайней мере женщина о музыканте слова дурного не сказала. Все же нахождение в монастыре, пускай и кратковременное—великое дело.
Кстати, до последнего времени могилу Смеяна украшал незатейливый деревянный крест, хотя какой-никакой надгробный камень с барельефом-портретом брата-близнеца артиста, на участке присутствовал.
Вдова музыканта постоянно сетовала на тяжёлое материальное положение, на то, что ей приходится в одиночку поднимать сына, на мизерные авторские вознаграждения в размере 200 рублей в месяц. Женщина говорила, что мечтает о том, что «если когда-нибудь соберу нужную сумму, то установлю Паше хороший памятник, а не просто тяп-ляп.»
Вроде бы, несмотря на то, что ей пришлось пережить, собиралась помочь с установкой приличного надгробия старавшаяся забыть о плохом Ветлицкая, и даже уже был готов его проект. Но, кажется, воз и ныне там.
По крайней мере в интернете об установке монумента на могиле артиста никаких сведений не имеется.
А ведь дерево материал ой какой недолговечный.
Но сейчас важнее другое.
В спектакле-поэтории, созданном композитором Глебом Маем на лирику Евгения Евтушенко «Идут белые снеги…» Смеян пел: «Я временный поэт. Всегда — вот мое время».
Давайте же всегда помнить творчество нашего героя. Его задушевный очень насыщенный и колоритный голос, его мастерски исполненные вокальные партии, его проникновенную берущую за живое музыку. А грехи Павел, вероятно, искупил. Бог свидетель.