«Последний шанс» для сложного героя

Недавно мы с вами беседовали о криминальной драме «Несовершеннолетние» (1976), где в образе юного главаря шайки, умного циника по кличке Гоголь блеснул Леонид Каюров – талантливый сын великолепного отца.

После своего дебюта актёр, что называется, попал в «образ эпохи» и несколько раз приглашался в подобные проекты. Туда, где надо явить современного парня – как правило, отрицательного или сложного, колючего.

В «Последнем шансе» (1978) Каюров-младший возник в роли Славки Горохова – надломленного хулигана-одиночки, которого пытаются перевоспитывать всем обществом. С бандитом-Гоголем есть нечто общее — цинизм, но есть и кардинальное отличие.

Горохов – не сытая свoлoчь, но раненый волчонок. Его трагедия раскрывается зрителю отнюдь не сразу. Его душа – к слову, невероятно чистая – оказывается доступна не каждому, но тому, кто сам откровенен и добр.

Итак, «трудного» отрока Славу Горохова милиция навязывает образцовому профтехучилищу. Да-да. Не Славке навязывают учёбу, а его – вручают мастерам и воспитателям. Чуткий мастер Ершов (Андрей Мартынов) берёт парня на поруки и всячески опекает.

Кроме того, неординарным хулиганом увлекается и комсомольская активистка и — красавица Надя (Марина Левтова). Остальные же соученики презирают и даже ненавидят Горохова, считая его причиной «отставания группы в учёбе и дисциплине».

Вот, если Горохов в этой киноистории вышел отменный, то все эти вихрастые мини-пролетарии, словно бы взятые из индустриальных мелодрам 1950-х годов, абсолютно не похожи на ПТУ-шников середины-конца 1970-х.

Показано, что Горохов больше всего не выносит лозунговые словеса и фальшивые улыбки. Сначала нам кажется, что он – гад, отщепенец и барыга. Чего же – барыга? В фильме явлено, как тогда фарцевали пластинками и как подсовывали тyфту. И главгерой – в числе оных фарцовщиков.

Допустим, продавали крутой западный диск, а потом оказывалось, что это — пластинка с детскими песенками, на которую ловко наклеили все лейблы. (Это примерно, как спекулянтка из «Влюблён по собственному желанию» (1982) вместо кофточки подсунула наивной Вере Силковой розовую тряпку).

Но затем мы узнаём о Славе всё больше и больше. Его отец – заброшенный, слабый, опустившийся, но душевный человек (Олег Ефремов), а мать – крашеная мещанка (Людмила Шагалова), но Славка жалеет их обоих.

А ещё этот молодой повеса …цитирует «Гамлета» и выдаёт огромный кусок из «Мастера и Маргариты». Наизусть. Как-то не вяжется с типажом, который нам представляли в начале. Это – уровень крепкого интеллектуала 1970-х из студентов-гуманитариев.

Но происходит непоправимое – Славка, увидев, как парни из группы издеваются над его подвыпившим отцом, бьёт самого наглого и – самого гладкого. После этого – суд и так называемая «малолетка», зона для несовершеннолетних преступников.

Однако финал – оптимистичен. Последний шанс. Мастер Ершов устраивается в ту зону воспитателем, ибо решает, что вытащить Горохова – это самое главное в его преподавательской карьере. Трогательно и благородно.

Вообще, фильм неровный – очень много ерунды и анахронизмов. Но есть и отличные детали, повороты, смыслы. И самое главное – это игра Леонида Каюрова. Тот случай, когда начинающий артист умело тянет за собой маститую киногруппу.

Оцените статью