Посмотрела фильм «Сладкая женщина». Не понравился

Если вы еще не смотрели этот фильм, но после прочтения моей статьи захотите это сделать, то при просмотре учитывайте, что снят он в период глубоко развитого социализма — в 1976 году.

В тот период, прославившийся тотальным дефицитом, мало кто хорошо жил. Красивых вещей в магазинах не было, гонялись за венгерскими пальто и чешскими сапогами. Вещи не покупали, а доставали. Достать что-то импортное было за счастье. Процветала торговля «из-под полы» и спекуляция. Устроиться в магазин промтоваров — очередь на три года. Была у нас знакомая, которая работала в галантерейном магазине. Она как-то похвасталась, что в день имеет по 30 рублей «навара». Нельзя было просто взять и прийти в магазин и купить стенку, спальный гарнитур или мягкую мебель. Надо было записываться в очередь, ждать, ходить на переклички, упаси Боже пропустить завоз, и обязательно, когда, наконец, твоя очередь подошла, «отблагодарить» продавца — сунуть в карман три рубля, а лучше десятку. Само собой, люди стремились купить вещи получше, покачественней, покрасивей.

Это нормальное и естественное стремление человека. Но поскольку хорошего на всех не хватало, то была разработана целая идея, предназначенная снизить желание советских людей хорошо жить. Стремление окружить себя хорошими вещами назвали вещизмом, а заодно вспомнили и старинное слово «мещанство». Страдающих вещизмом критиковали в фельетонах и разгромных статьях в газете «Труд», пропесочивали на комсомольских собраниях, стыдили на заседаниях трудовых коллективов.

Есть у меня подозрение, что и фильм «Сладкая женщина» был снят как раз в рамках этой борьбы советской власти с хорошей жизнью. Уж больно топорно в нем подается мысль, что люди, стремящиеся к материальным благам, пустые, меркантильные и в конечном счете глубоко несчастные. А надо о высоком, о духовном думать, а не эти ваши сервизики-буфетики. Вот Аня Доброхотова, главная героиня — вроде, всё при ней. И фигуристая — есть за что ухватиться, и бойкая — свое зубами вырвет, да и на лицо не уродина. Ну, может, чуть полновата, купчиха такая. Но по тем временам — почти эталонная красавица. Действительно, сладкая. Сдобная. Настоящая рубенсовская женщина. Но вот невезучая в личной жизни. Батрачить на семейку лекарей не захотела, нашла таки себе мужа — нет ноги мыть да воду пить, что взял ее «порченную» да с дитем нагулянным — так нет. Мало ей гордиться мужниными медалями, ей новый холодильник подавай да квартиру отдельную. Ну мещанка как есть.

Собственно говоря, именно это мне и не понравилось в первую очередь. Я не вижу ничего плохого в стремлении окружать себя качественными красивыми вещами. Конечно, если это не переходит в идею-фикс. И нет ничего предосудительного в том, чтобы хотеть отдельное жилье. Так нет, в фильме отчетливо видна идея «живи как все и не выё…живайся».

И второй момент, чем мне не понравился фильм — поляризация характеров. Анну преподносят как прям такую меркантильную бяку-бяку, а вот мужики все при ней прям такие возвышенные-одухотворенные, неотмирные, куды бечь, как говорила моя подруга. Что этот инфантил Ларик-Шмарик, что Коленька, что Тихон. О них я еще напишу отдельные статьи о каждом, ибо они этого достойны. Мало того, что они все из себя идеологически правильные, так еще правильные настолько, что прям фу-фу с такой меркантильной женщиной жить. Ага, прям так и вижу, как мужик, польстившись на такую сдобочку, говорит: «Погодите, гражданочка, в койку укладываться. Для начала расскажите мне, как вы, например, относитесь к импорту и не желаете ли, случайно, отдельную квартиру заиметь, потому как ежели вы такая, то спать мне с вами никак невозможно». Да, такие экземпляры попадаются, но не в таком количестве на квадратный метр. А в фильме это уж что-то прям вообще невообразимое.

При этом в противовес этим положительным аж до понoсу мужикам Анну сделали нарочито отрицательной. И с матерью у нее отношения не тёплые, и дитя вне брака прижила, и что языком лепит — не думает, и на шмотках-вещах помешана, и — о, ужас! — отдельную квартиру хочет, да и как мать она так себе. Такая игра на банальной человеческой зависти зрителя — у меня нет, и этой нeфиг иметь. В общем, как говорил Станиславский — не верю. На самом деле Анна по тем временам еще какая завидная невеста — вся при всём, с хорошей зарплатой и с отдельной квартирой. Да в реальности за ней очередь из женихов выстроилась бы! Еще и ковырялась бы.

Но поступил, видимо, заказ на такой фильм вот с такой героиней. И вишенка на торте — покинутая всеми Анна стоит у тёмного окна своей отдельной квартиры и с завистью и слезами на глазах смотрит на светящиеся окна дома напротив. Социальная заказуха, иначе я просто не могу охарактеризовать этот фильм. А вам он нравится? Пишите комментарии, ставьте лайки, делитесь соображениями.

Оцените статью
Посмотрела фильм «Сладкая женщина». Не понравился
Алла Демидова. Легендарный род. Детские травмы. Муж-ходок и забота о нем, больном, несмотря на обиды