В отечественно кинематографе Нонна Мордюкова занимает особое место. Яркая талантливая актриса стала олицетворением женской силы. Она поступила в театральный институт вопреки отсутствию денег на поездку в Москву и несмотря на то, что у неё не было программы для прослушиваний.
Творческий путь Нонны Мордюковой вовсе не был простым и лёгким. Был период, когда её не приглашали ни в один фильм, а в 1990-е она вообще обрела репутацию не совсем нормального человека.
Стремление к цели
Желание стать актрисой у Нонны Мордюковой появилось ещё в детстве, которое трудно было назвать безоблачным. Она была старшей в семье, где подрастали, кроме самой Нонны, ещё пятеро детей, 3 сестры и 2 брата. И со всеми она помогала, могла и пелёнки поменять, и кашей накормить. К тому же Нонна Мордюкова работала наравне со взрослыми в селе Глафировка Краснодарского края, в колхозе, где была председателем её мать Ирина Петровна.
Позже семья переехала в Ейск, и желание юной Нонны Мордюковой стать актрисой только окрепло. Она даже написала письмо известному актёру Николаю Мордвинову, в котором спросила его, как выучиться на Любовь Орлову. Артист посоветовал ей окончить школу, а после уже приехать в Москву и найти его. Школьница не переставала думать о будущей профессии, к тому же Сергей Бондарчук, в одной школе с которым она училась в Ейске, тоже советовал ей отправляться в Москву и поступать в театральный.
Проблема была в том, что денег на билеты для дочери у родителей Нонны Мордюковой не было. К тому же мама была против выбора дочери, она считала, что та не выживет в Москве без друзей, родственников и хоть каких-то знакомых. Нонна сдаваться и отказываться от своей мечты не собиралась. В столицу она приехала на товарном поезде, едва не опоздала на прослушивания, но всё же предстала перед членами приёмной комиссии. Вот только программу для прослушивания она не подготовила просто в силу того, что не знала об этом.
Однако абитуриентка всё же чем-то зацепила педагогов, не зря ведь один из них предложил абитуриентке рассказать что-нибудь из жизни её малой родины. И тут уже Нонна Мордюкова превзошла сама себя: она изображала небольшие сценки, умело переплетая реальные события с вымыслом и заставила всю приёмную комиссию смеяться до слёз. Наградой за её старания стало зачисление в состав студентов ВГИКа в актёрскую мастерскую Бориса Бибикова и Ольги Пыжовой.
Первые роли
Она училась на третьем курсе, когда на экраны вышел легендарный фильм Сергея Герасимова «Молодая гвардия», в котором Нонна Мордюкова сыграла бесстрашную подпольщицу Ульяну Громову, девушку сильную и волевую. Эта роль принесла начинающей актрисе всенародную любовь и признание, за неё Нонна Мордюкова получила Сталинскую премию. Воплотив на экране образ несгибаемой подпольщицы, Мордюкова едва не осталась актрисой одной роли. На протяжении нескольких следующих лет для неё просто не находилось работы в кино.
Не всем фильмам того времени требовалась столь волевая героиня, и Нонна Мордюкова долго ждала приглашения на следующую роль. Но актриса надежды не теряла. В следующий раз она появилась на экранах в картине Всеволода Пудовкина «Возвращение Василия Бортникова», где сыграла трактористку Настю Огородникову. После этого актриса начала активно сниматься в кино, играла и второстепенные роли, и эпизодические, и главные. Следующей знаковой работой для Нонны Мордюковой стал фильм «Простая история». Именно в нём героиня актрисы, председатель колхоза Александра Потапова произносит фразу: «Хороший ты мужик, но не орёл!» Её впоследствии назовут лейтмотивом личной жизни актрисы, которая после развода с Вячеславом Тихоновым так и не смогла найти своё простое женское счастье.
Трудная судьба
Нонна Мордюкова сыграла больше 60 ролей, получила множество наград за свою работу, завоевала признание критиков и зрительскую любовь. Её актёрская судьба сложилась удачно, поклонников тоже хватало, но так и не нашлось того «орла», с которым она могла бы стать счастливой. В одном из своих интервью актриса призналась: она не раз пробовала построить отношения с мужчинами, правда, в ЗАГС не ходила. Вот только избранники её оказывались слабыми, пытались пожить за её счёт и погреться в лучах её славы.
Добавлял народной артистке хлопот и любимый сын, которого любила она больше всего на свете. Владимир Тихонов не смог справиться с бременем славы своих знаменитых родителей. Он был, безусловно, талантлив, но постоянное сравнение его с отцом и матерью, всенародными любимцами, сыграло с ним злую шутку.
Да и развод родителей дался ему непросто, Владимир рано пристрастился к спиртному, позже стал употреблять наркотики. В 40 лет он скончался от острой сердечной недостаточности. Смерть сына стала тяжелейшим ударом для Нонны Мордюковой.
Спасти её от жестокой депрессии могла только работа, а её как раз в те сложные 1990-е годы и не было. Сценарии Нонне Викторовне присылали регулярно, но во многих она попросту не могла позволить себе сниматься. В интервью она как-то рассказала, будто некоторые режиссёры объявили её «ненормальной» в прямом смысле слова. И всё потому, что Мордюкова была слишком прямолинейна. Она называла «бредом сумасшедшего» некоторые из тех «опусов», что ей присылали, и снискала репутацию не совсем адекватной актрисы.
И всё же она даже в те сложные годы сыграла прекрасные роли: бабу Зину в «Бегущей мишени» Талгата Теменова и Полину Юрьеву в картине Дениса Евстигнеева «Мама». Но последние годы актрисы были трагичны. Она сильно болела, а больше всего её угнетало забвение и невозможность заниматься любимым делом.