Недоучившийся юрист (завалил римское право и оставил университет), Александр Островский, тем не менее, отлично знал тонкости правоведения и правоприменения. Опять же, его отец был стряпчим по имущественным и коммерческим делам в Замоскворечье.
Все эти купеческие сделки, махинации, подлоги взяты прямиком из жизни. «Поздняя любовь», несмотря на романтическое название, содержит в себе тему адвокатской деятельности.
Бывший крутой московский адвокат по фамилии Маргаритов (интеллигентнейший Иннокентий Смоктуновский), став жертвой собственной честности, вынужден переселиться в провинцию.
Подчёркивается, что Маргаритов, по факту, сказочный герой и человек-оксюморон – кристальный адвокат. К нему постоянно лезут всякие негоцианты с непристойными предложениями – помочь какой-нибудь афере. Но — нет! Пойдите прочь!
Наконец-то на горизонте нарисовался более-менее честный купчина Дороднов (дородный и симпатичный Вячеслав Невинный), который нанимает Маргаритова поспособствовать возврату долга с одной местной супер-мадам.
О ней – чуть позже, ибо она феерична! Да, у Маргаритова есть дочь Людмила, которая в ремарке Островского значится, как «немолодая девушка», то есть …старая дева. Ага – в те годы имелись такие же толерантные выражения, как и нынче.
По сюжету она внешне привлекательна, добра и разумна. Жертвенна! Поэтому здесь – Анна Каменкова, всегда игравшая интеллектуальных женщин Страны Советов, а порой и «немолодых девушек» эпохи шляпок, вуалеток и бонбоньерок.
Эта красивая, душевная мадемуазель искренне влюблена в шалого сына хозяйки дома, где Маргаритовы снимают часть комнат. В роли хозяйки, по ухваткам напоминающей Хариту Игнатьевну — Евгения Ханаева.
Всё внимание её сынку — Николаю Шаблову, бонвивану, игроку и моту. В образе — Родион Нахапетов, носящий тут всё тот же белокурый колер, что и в «Рабе любви» (1975). Зачем Нахапетова постоянно красили, я так и не поняла – он и шатеном хорош.
Да, Николай – тоже адвокат, но из тех, что пособляют бизнесу обворовывать… соседний бизнес. Ловкий, умный и – беспринципный, он ещё и гулять горазд – все деньги спускает на игру и всем должен.
Как водится, он очарован вовсе не милой Людмилой с её тусклыми платьями, но светской львицей – вдовой Варварой Лебёдкиной, той самой, что должна купцу Дороднову аж 12 тысяч, а это по меркам 1870-х годов – целое состояние.
В этой роли невыразима и – неотразима Елена Проклова. Фильм стоит посмотреть, хотя бы ради того, как Проклова носит костюмы с турнюрами, кружева, драгоценности, а они тут роскошные и умело показанные.
Короче, Лебёдкина толкает Шаблова выкрасть заемный документ у «крючкотвора» Маргаритова, воспользовавшись страстью Людмилы, которая готова на всё, ради своей «поздней любви».
И всё рассчитано верно — девица …предаёт своего отца и вручает Николаю долговую расписку. Меня вот этот момент коробит. Чего ради ты, oвцa, гробишь немолодого человека, который живёт лишь ради тебя?! И этот человек – твой папа! Однако Шаблов оказывается не окончательной гадюкой.
Он, как принято у юристов, схитрил и дал вдове-красавице лишь копию. Решил проверить, действительно ли эта декольтированная фифа любит его или, как всегда, изображает? Его терзали смутные сомнения. И он не ошибся.
Лебёдкина окатывает Николая презрением и демонстративно жжёт документ. Мол, я вам ничего не должна! И – никому. Неумная и вздорная, Варвара и не глянула, что за бумагу ей подсунули. Так была уверена в своих декольте и принципиальной невозможности обмана!
В итоге всё закончилось позитивно – вдовица отдала деньги, сделав хорошую мину при плохой игре, Маргаритов получил солидный куш от купчины, а …Шаблов остался с Людмилой, которую наконец-то разглядел.
Особливо с приданым, ибо старик вручил свой гонорар дочери. А там было многонько – более половины долга Лебёдкиной. Негоциант, считавший эти деньги «пропащими», с лёгкостью отдал большую часть адвокату. Вроде бы хэппи-энд, но в него не верится.
Николай вовсе не обожает Людмилу, а чувство благодарности испаряется очень быстро. Что остаётся? Раздражение. К тому же, девушка (немолодая) столь вязко-прилипчива, что это служит дополнительным источником отторжения.
И тот факт, что ради мужчины Людмила подставила отца, не делает её образ положительным. Сомнительная тут мораль, но сам фильм – интересен, а фоновая музыка Андрея Эшпая, декорации, актёрская игра, атмосфера старинных стен – всё это дополнительные факторы успеха.