Ни дня рождения, ни памятной даты у Ростислава Плятта в ближайшее время не ожидается, а о хорошем актере и человеке написать хочется.
Он родился в 1908 году, а кино впервые снялся в 30 лет, когда получил роль в фильме «Подкидыш» 1939 года.
Его отец Иван Плят, поляк по национальности, был известным в Ростове-на-Дону адвокатом. Позже актер сам добавил с фамилии одну букву и немного изменил отчество. Мать – украинка. Каждая из бабушек воспитывала внука в своей национальной традиции, одна – в польской, другая — в украинской. В итоге, как говорил сам Ростислав Плятт, он вырос русским человеком.
В 1916 году семья будущего актера переехала в Москву, и мальчик отправился в Школу №9 имени Томаса Эдисона. Именно сюда регулярно наведывались со спектаклями артисты второй и четвертой студий МХАТа.
Постепенно школьник пришел к мысли, что стать актером он хочет больше всего на свете. Талант у него был – недаром в 1926 году с первого раза поступил в студию к самому Юрий Завадскому на Сретенке. Далеко не у каждого это получалось. Уже через год Ростислав Плятт дебютирует на сцене в постановке «Простая вещь», где он сыграл сразу две роли — Человека в пенсне и офицера на вечеринке. Еще несколько ролей и актер стал узнаваем в театральных кругах.
В 1936 году молодые столичные театры стали распределять по стране. И театр Завадского перебросили в Ростов-на-Дону, который был родиной Плятта. Он не собирался покидать Москву, но пришлось. На родине актера знали и любили, поэтому на его спектаклях почти всегда случались аншлаги.
Одна из лучших ролей на ростовской сцене – Фон Ракен в постановке 1938 года «Дни нашей жизни». Ростислав Плятт смог раскрыть глубокий психологический образ, чем удивил даже столичных критиков. После этого он смог создать немало характерных образов.
В том же 1938 году Плятт возвращается в Москву, где его сразу берут в Ленком, там он отработал три года, а в годы Великой Отечественной войны трудился на сцене Московского театра драмы. Прошли еще три года, и Ростислав вернулся к Завадскому, в Театре имени Моссовета он играл до конца своих дней.
Именно на этой сцене он сыграл свои лучшие театральные роли, среди которых – Федор Карамазов, Цезарь, Бернард Шоу и многие другие. Критики говорили, что Ростислав Янович одинаково убедительно играл в постановках разных жанров.
В кино, как уже написано выше, Плятт пришел в 1939 году. Кинокарьера у него интересная – несколько десятилетий актер играл роли второго плана и добился признания – его считали гением. Настолько тонко и изящно он играл интеллигентов, порядочных, умных.
Широкая известность и признание пришли к Ростиславу Плятту только в 1970-е годы, когда ему было уже за 60. Он снялся в известных кинолентах «Семнадцать мгновений весны», «Судьба резидента», «Вся королевская рать», «Однофамилец» и «Активная зона».
Ростислав Янович признавался, что старался браться за любую работу за исключением откровенной халтуры. Если видел потенциал у роли – соглашался играть. Это касалось и театральной сцены, и кино.
Он хорошо зарабатывал, и коллеги называли его щедрым человеком: давал в долг, мог попросить за человека перед чиновниками, когда требовалась помощь. Так. К примеру, он помог с жильем Ирине Муравьевой и Ие Саввиной.
Ростислав Плятт был человеком образованным, много читал и признавал только одну национальность в мире – порядочный человек.