Правдивый фильм о строгой мужской жизни без прикрас

Лента режиссёра Анатолия Граника «Строгая мужская жизнь» (1978) полностью посвящена мужчинам, женщины тут присутствуют очень эпизодически и роли в сюжете не играют. Всё потому, что главные герои картины — танкисты, которые служат в танковом гарнизоне в небольшом городке, затерявшемся в Карелии. Четверть века назад Анатолий Граник столкнулся с армейской тематикой — одной из его первых работ была прекрасная комедия о перевоспитании в армии деревенского оболтуса «Максим Перепелица» (1955). В новой ленте

армейские будни были рассмотрены уже куда пристальней, жизнь офицеров показана куда чётче, да и зрелищности в «Строгой мужской жизни» намного больше.

Но, впрочем, герой, которому понадобилось перевоспитание тоже был, хоть и не главный.

В основе сценария Михаила Кураева — повесть «Ракеты чёрного дыма» Александра Сметанина, вышедшая в 1971 году. Сценарист перенёс действие в современные ему годы, в семидесятые, в книге же сюжет разворачивается в шестидесятые (так, у Сметанина главные герои Клёнов и Мабыкин, между которыми, несмотря на давнее знакомство, разворачивается противостояние, — фронтовики. Но в фильме мужчинам лет по 40-45, примерно того же возраста актёры, их играющие, так что на бывших фронтовиков они не походят).

Завязывается сюжет с прибытия в гарнизон молодого лейтенанта Виктора Сорокина, только что окончившего Академию. Он планировал распределиться в более крупный город, но оказался в небольшом Каменске под начальством командира полка подполковника Клёнова. Позже выяснтся, что как раз Клёнов, которому нужен был молодой, активный, образованный командир, поспособствовал распределению Сорокина в свой полк. Сорокин ждёт, что к нему приедет невеста, но пока с этим не складывается.

Есть в полку и местный нарушитель Станислав Селицкий. Старший лейтенант вроде бы способен и исполнителен, но склонен к пьянству и даже не скрывает этого порока, хоть и получает регулярно нагоняи.

Это весьма удивительный поворот для советского кино: так открыто алкоголизм, тем более в военной среде, демонстрировался нечасто. Когда начинаются танковые учения, в полк прибывает инспекция, глава которой, полковник Лев Мыбыкин — старый знакомый Клёнова по академии.

Но если Клёнов выбрал службу в войсках, то Мабыкин — закоренелый штабист. Клёнов — настоящий командир, для которого важно не только выполнять боевые задачи, но и заботиться о подчинённых. А вот Мабыкин — карьерист, и ради продвижения он выставляет Клёнова перед начальством в не самом лучшем свете.

Во время учений случается ЧП: командующий танком лейтенант Сорокин, ещё не слишком хорошо знакомый с особенностями местности, утопил боевую машину. Клёнов считает, что дело в неопытности Сорокина и становится на его защиту, Мабыкин же уверен, что это просчёт Клёнова, и с энтузиазмом докладывает об этом в штаб. Однако у героев ещё будет возможность реабилитироваться, и даже катящийся по наклонной Селицкий поймёт, что он неправ.

Главные роли в фильме получили Анатолий Пустохин (Клёнов) и Роман Громадский (Мабыкин). Лейтенантов сыграли Анатолий Матешко (Сорокин) и Виталий Юшков (Селицкий).

Старшее поколение офицеров представили патриархи отечественного театра и кино Юрий Каюров (командующий военным округом)

и Всеволод Кузнецов (командир танковой дивизии),

а роль запомлита полка досталась Ефиму Каменецкому. Второстепенные женские роли сыграли Антонина Шуранова (жена Клёнова) и дебютантка Надежда Карпеченко (местная почтальонша и подруга Селицкого).

В роли маленькой дочки Клёнова появилась ленинградская школьница Рита Бычкова. Для девочки это был дебют на экране, после которого она заболела кино. Но в отличие от многих юных актёров, которые беспрерывно снимались в школьные годы, Маргарита посвятила время образованию и в следующий раз зрители увидели её уже взрослую, в начале девяностых, когда она окончила ЛГИТМиК. Сейчас Маргарита Бычкова — востребованная кино- и театральная актриса.

Снимали «Строгую мужскую жизнь» в реальной военной части в районе Выборга, помогали киношникам настоящие военные, в том числе танкисты Ленинградского военного округа, которых заняли в массовых сценах учений. В прокат лента вышла осенью 1978 года. Приём её ждал теплый, критики и зрители были солидарны во мнении, что фильм сложился. Обычной аудитории пришлись по вкусу неоднозначные герои со своими характерами, достоинствами и недостатками, и, конечно же, яркие сцены танковых учений (отдельно отмечу интересную, почти симфоническую музыку кинокомпозитора Надежды Симонян, под которую движение танков выглядит чуть ли не балетом. Очень любопытное решение режссёра). Критики оценили смелость создателей и их решимость продемонстрировать не только лакированную действительность, но и проблемы. Кинокритик Ромил Соболев отметил:

«Жизнь есть жизнь, и потому служба не может не переплетаться с бытом. Люди в погонах остаются, разумеется, обыкновенными людьми в том, что относится к сфере чувств, семейных отношений, взаимоотношений с окружающими. и в этой сфере могут возникать проблемы, которые только обостряются от того, что с ними сталкиваются люди специфической профессии. Авторы фильма очень тактично показывают и сложности, и противоречия, с которыми сталкиваются «строгие мужчины». Жизнь офицеров показана на редкость разносторонне и полно».

Любопытно, что в отличие от книги, где будущее героев в целом определено, сценарист и режиссёр оставили финал открытым, лишь обрисовав возможное будущее персонажей. Но сюжет это не испортило, скорей, дало повод пофантазировать, как сложатся жизненные пути Клёнова и Мабыкина, Сорокина и Селицкого.

Оцените статью