Предпоследний советский фильм режиссёра, променявшего СССР на США

Уже будучи зрелым человеком, преуспевающим актёром и известным режиссёром Родион Нахапетов принял решение перебраться за океан.

В конце восьмидесятых Нахапетов завершил карьеру в советском кино, правда, хоть как-то пробиться в кино американское ем удалось лишь в середине следующего десятилетия.

Предпоследним фильмом, снятым на родине, для режиссёра оказалась мелодрама, вполне, надо сказать, удачная и успешная, «Зонтик для новобрачных» (1986). Эта же лента стала финалом и для творческого союза Родиона Нахапетова с женой, актрисой Верой Глаголевой, которая снималась почти во во всех его лентах.

«Зонтик для новобрачных» — их последняя совместная работой (семейный союз после отъезда Нахапетова в США тоже распался).

Родион Нахапетов начинал в кино как актёр, хотя ещё в студенческие годы получил приглашение от опытного мастера: режиссёр Игорь Таланкин увидел в студенте актёрсокго факультета ВГИКа дар к режиссуре.

Но Нахапетов тогда предпочёл всё же получить диплом актёра и понемногу начал сниматься. Однако позже он всё же решил попробовать себя в режиссуре и снова поступил во ВГИК, теперь уже на режиссёрский факультет, и именно к Игорю Таланкину.

Работая над второй полнометражной картиной, режиссёр случайно встретил на киностудии симпатичную девушку, пришедшую за компанию с подругой.

Этой девушкой оказалась выпускница московской школы Вера Глаголева. Вскоре Вера стала и женой режиссёра, и его музой, она постоянно играла ведущие роли в его фильмах вплоть до расставания.

Сценарий «Зонтика для новобрачных» написал Рамиз Фаталиев, уже опытный сценарист, работавший в разных жанрах. На этот раз у него вышла мелодраматическая история, в которой есть и элемент комедии, и жизненная драма. Главными героями её стали две пары: молодая и зрелая. Познакомились они случайно во время отдыха в Крыму.

И если у юных Зои и Толи в паре бурлит юношеский максимализм, то между состоявшимся в жизни Верой и Дмитрием Павловичем, успешными и состоявшимися людьми, родителями троих сыновей, царит умиротворение и настоящая любовь, которая с годами лишь усиливается.

Вера и Дмитрий буквально вдохновляют новых знакомых, становятся для Зои и Толи ориентиром, своего рода путеводной звездой, идеалом семейной пары, к которому надо стремиться. Завершение отпуска печалит всех четверых.

Вера и Дмитрий Павлович возвращаются в Москву, а их юные приятели ещё на пару недель остаются в Крыму, но надеются на продолжение знакомства и новые встречи. Но Зоя и Толя не знают главного:

на самом деле Вера и Дмитрий — не супруги, а любовники.

Вера — одинокая лаборантка, живущая с мамой, вынужденная на работе скрывать отношения с Дмитрием Павловичем и страдающая от невозможности быть рядом с любимым. Дмитрий Павлович — преуспевающий врач-нарколог, настолько преуспевающий, что его даже приглашают выступать на тв и на улице узнают в лицо.

И он-то действительно отец троих сыновей. Правда, от законной супруги, с которой он вполне комфортно живёт и поныне.

В какой-то момент Вера понимает, что больше так жить не может, и расстаётся с Дмитрием, хотя это мучительно для обоих. Но в преддверии Нового года она получает телеграмму, где Зоя и Толя сообщают, что приедут в Москву. Как быть теперь?

Как не разрушить тот идеальный образ семьи, который придумали Вера и Дмитрий, который так заворожил Зою и Толю и благодаря которому во многом окрепли их отношения?

И Вера придумывает решение.

В роли непосредственой Зои Родион Нахапетов сразу увидел свою жену Веру Глаголеву. Её партнёром стал молодой, но уже очень знаменитый актёр Никита Михайловский, который в кино начал сниматься ещё дошкольником.

Вышедшая летом 1981 года подростковая мелодрама «Вам и не снилось» режиссёра Ильи Фрэза сделала Никиту, тогда только оканчивающим школу, любимцем страны.

 По-настоящему талантливому парню ему предвещали востребованность, многолетнюю карьеру, восхищение зрителей, и всё так бы и случилось, если бы не излечимый недуг, унёсший жизнь Никиты Михайловского, когда ему не было и 30. Стоит сказать, что

между Верой Глаголевой и Никитой Михайловским, игравшим 20-летних молодых людей, была разница в восемь лет: Никите на момент съёмок было 22, а вот Вере — 30 (и у неё уже было две дочки),

хотя за счёт миниатюрности и миловидных черт лица актрисы её возраст заметен не был.

Веру и Дмитрия сыграли Нийоле Ожелите и Алексей Баталов. И ещё более любопытно, что

литовская артистка Нийоле Ожелите, которая на экране предстала фактически представительницей другого поколения, почти годящейся героине Зое в матери, была всего лишь на два года старше Веры Глаголевой.

Для Ожелите съёмки «Зонтика для новобрачных» стали одними из последних, позже она порвала с кино и занялась политикой.

К слову, голоса актрисы в фильме нет, за неё говорит Инна Чурикова, и это прекрасный выбор режиссёра: голос Чуриковой тут просто идеален, хотя и не всегда узнаваем, но это лишь добавляет героине гармоничности и очаровательности.

В других ролях появились Галина Петрова, Алла Мещерякова, Валентина Березуцкая, Галина Дёмина, Игорь Нефёдов, Вячеслав Езепов. Совсем небольшую роль сыграл Владимир Носик, а

в паре эпизодов в образе старшего сына Дмитрия мелькнул 17-летний представитель мощной актёрской династии, в будущем ставший российской знаменитостью Павел Санаев.

Съёмки «Зонтика для новобрачных» проходили в Судаке, где создали крымскую часть, и в Москве, где живут Вера и Дмитрий.

Зимой 1986 года картину завершили, весной она стартовала в прокате. Реакция на новый фильм Родиона Нахапетова была в целом положительной, в немалой степени за счёт присутствия в титрах известных имён.

Занятно, что часть зрителей и критиков сравнивала Дмитрия Павловича в исполнении Алексея Баталова с Гошей из мелодрамы «Москва слезам не верит» (1980), другие же увидели в герое современное прочтение чеховской «Дамы с собачкой», в экранизации которой в 1960 году Алексей Баталов сыграл центрального героя Дмитрия Гурова.

А как вам кажется, куда в итоге придут отношения Веры и Дмитрия Павловича?

Оцените статью
Предпоследний советский фильм режиссёра, променявшего СССР на США
Фильм, в котором ярко показали единство советской науки и КГБ