На главного героя драмы с детективным оттенком «Преферанс по пятницам» (1984) в одночасье свалилось много мрачных новостей:
его отец покончил с собой, мать оказалась изменницей, а возлюбленная — игрушкой в чужих руках и приманкой для доверчивого парня. А ещё выяснилось, что благополучная жизнь семьи строилась на махинациях и чёрных схемах, которые прокручивали самые близкие люди.
Парню, ещё недавно жившему в гармонии с собой, пришлось вытрясти из шкафов кучу семейных скелетов, и осознание того что идеалы рушатся на глазах стало для него серьёзным испытанием.
Криминальный фильм по сценарию Эдгара Дубровского снял режиссёр Игорь Шешуков. И если Эдгару Дубровскому судьба благоволила, то перед Игорем Шешуковым регулярно возникали препятствия. Дубровский был даровитым и удачливым автором, его сценарии экранизировали часто. Как автор детективного сценария он впервые выступил в начале семидесятых, и это была лента «Круг» (1972), продолжение легендарного советского детектива «Два билета на дневной сеанс» (1967), пусть менее успешная, но всё же запомнившаяся зрителям. К середине восьмидесятых Дубровский числился уже опытным мастером, и очередной его сценарий на злобу дня приняла киностудия «Ленфильм».
Сюжет, рассказанный Дубровским, отвечал новым веяниям.
В 1982 году главой СССР стал Юрий Андропов, решительно взявшийся за борьбу с коррупцией и спекуляцией.
Тему продажности руководителей высокого ранга и их сильно не трудовых доход и осветил сценарист. Начинается история вполне благостно: молодой учёный Алексей Шапошников проводит будни в дальневосточном заповеднике. Девственная природа и дикие, но свободные животные — вот его жизнь.
Но это благолепное существование прерывает телеграмма: умер отец.
Алексей возвращается домой, где его встречают удручённые мать, тётя, друг отца дядя Жора, которого Алексей знает с детства, бывшая девушка Зина, которая три года назад отказалась ехать с Алексеем в заповедную глушь.
Дядя Жора раскрывает тайну ухода Петра Шапошникова, директора крупного комбината: он узнал, что у него рак, поэтому покончил с собой. Однако слишком многое Алексею неясно. В больнице выясняется, что вскрытие не производилось по просьбе жены, так что онкологический диагноз уже под сомнением. А ещё Алексей, возобновивший романтические отношения с Зиной, родственницей дяди Жоры, делает неприятное открытие:
этот самый дядя Жора, лучший друг его отца, и мать Алексея Тамара — многолетние любовники.
И, похоже, перед смертью это открытие назадолго до смерти сделал и Пётр Шапошников. Но самое главное состоит в том, что товарищи отца Алексея на самом деле воротили подпольного бизнеса и втянули влиятельного мужчину в свои махинации. Мало того, они готовы устранить и самого Алексея, если тот будет упорствовать в попытках докопаться до истины. Перед самим Алексеем стоит дилемма: оставить всё, как есть, никому не мешать и убраться в свой заповедник или
пойти на принцип, раскрыть шайку, но признать, что его отец был часть банды и вором.
Для режиссёра Игоря Шешукова картина была далеко не первой, но в очередной раз не стала большой удачей. Карьера режиссёра не задалась сразу: его второй самостоятельный фильм «Вторая попытка Виктора Крохина» (1977) зрители не увидели (в прокат он вышел уже в перестроечные времена), а киночиновники относились к Шешукову настороженно, несмотря на то, что с ним работали известнейшие актёры страны.
В «Преферансе по пятницам» снялись Кирилл Лавров (дядя Жора), Екатерина Васильева (Тамара, мать Алексея), Вера Глаголева (Зина, невеста Алексея), Юрий Горобец (товарищ отца и глава банды), Людмила Аринина (тётя Алексея).
Киновед Виктор Дёмин особо подчёркивал образ, созданный Кириллом Лавровым и сравнивал его с демоническим профессором Мориарти. По словам критика,
«Кирилл Лавров ищет в новых своих героях краски неожиданные, диссонансные, способные озадачить давних поклонников его творчества…. В «Преферансе по пятницам» К. Лавров вдобавок к сюжетным ловушкам поставит нам свою собственную, актёрскую: рисунок многих его прежних работ, так хорошо нам знакомый, здесь дан как личина, как маска, за которой совсем иной человек и иные двигательные пружины поступков».
И сложно с этим не согласиться, тем более что у Кирилла Лаврова было всё-таки амплуа героя положительного, он играл в театре и кино самого В. И. Ленина, а такую роль не могли доверить артисту с сомнительным амплуа. Но тем интереснее видеть Кирилла Лаврова как персонажа отрицательного, умного, но коварного и хитрого, способного на обман и подлость.
Отдельно пару слов и второстепенном, но крайне колоритном герое Александра Пашутина. Это Гармалеев, ещё один член преступной группировки, и особенность его в том, что он глуховат. Но лишь тогда, когда ему нужно быть глухим. Этот образ даже выбивается из общего сюжета: Гармалеев выглядит в каком-то смысле гротескно. Виктор Дёмин дал это странному, но пугающему герою в очках с невероятно толстыми линзами и слуховым аппаратом такое любопытное определение:
«…. внешность плохо выполненного робота: болезненно огромный лоб, переходящий в такие же бескрайние залысины, прячущий малоподвижные, будто остолбенелые глаза, разновеликие и чудовищно крупные за линзами очков».
Но медлительность и флегматичность этого «робота» весьма обманчивы: когда он безэмоционально намекнёт на устранение Алексея, станет страшно всем, даже, кажется, его подельникам.
Главную роль Игорь Шешуков отдал молодому актёру Александру Смирнову, который был зрителям знаком мало. Фактически роль Алексея Шапошникова стала его дебютом в кино (до того актёр участвовал лишь в фильмах-спектаклях) и осталась единственной замеченной. С девяностых годов актёр не снимается, информации о нём нет.
Во второстепенных ролях ищите Алексея Миронова, Владимира Ерёмина, Александра Суснина. В совсем маленьком эпизоде (врач в больнице) появилась Марина Юрасова, театральная актриса, исполнительница роли Теодоры в блистательной оперетте «Мистер Икс» (1958), где её партнёром был Георг Отс.
В прокат картина вышла осенью 1984 года. Хоть афишу и украсили звёздные имена, «Преферанс по пятницам» большого внимания не привлёк.
И зрители, и критики даже затруднялись с определением жанра: то ли это детектив, то ли семейная драма, то ли психологический фильм-расследование.
Так или иначе, показатели проката были посредственными, а Игорю Шешукову вновь не удалось преодолеть предубеждения чиновников от кино. Через несколько лет, сняв ещё три ленты, он странно уйдёт из жизни, сломленный гибелью любимой жены.
А вам запомнилось время правления Юрия Андропова?