Приключенческий военный фильм, карьеру которого испортило безликое название

Картину «Ожидание полковника Шалыгина» (1982) многие относят к числу лучших представителей жанра остросюжетного военного кино, при этом, как ни парадоксально, известна она мало. По одной из версий,

фильм редко показывали по тв из-за скучного и ничего не говорящего зрителю названия: сам полковник Шалыгин появляется лишь в финале на пару минут. Основное же действие — это опасное путешествие группы советских солдат по немецкому тылу.

Цель — доставить живым разведчика к тому самому полковнику до определённой даты.

Сценарий написал Григорий Глазов. Он сам был на войне и своими глазами видел происходившее на фронте, отсюда и достоверность событий. В кино он был дебютантом, но сценарий оказался неплох: он динамичен, увлекателен, местами трагичен, как и полагается быть истории о войне. Поставкой занялся режиссёр Тимур Золоев. К слову, через несколько лет Золоев снова будет сотрудничать с Григорием Глазовым, так появится драма «Жалоба» (1986).

Тимур Золоев к художественному кино пришёл через документалистику. Будучи по образованию историком, он хотел запечатлеть и оставить на память потомкам достижения сегодняшнего дня, и в первых лентах, документальных, рассказывал о людях труда, учёных, спорсменах. Интересно, что

уже переключившись на игровой кинематограф, режиссёр продолжал работать и как документалист и до последних дней делал и документальные картины тоже.

«Ожидание полковника Шалыгина» — это фильм уже зрелого режиссёра Тимура Золоева, успевшего снять ряд художественных лент для кино и тв. Сюжет переносит зрителей в 1944 год. Рядовой Белов и его немолодой спутник в гражданском должны добраться до своих через немецкий тыл.

По пути им встретятся две небольшие разрозненные группы солдат, которые действуют самостоятельно. Объединившись, военнослужащие будут пробиваться через линию фронта вместе. Правда, спустя время выяснится кое-какая деталь:

один из присоединившихся солдат опознает в спутнике Белова Григории Валериановиче мужчину, тесно общавшегося с немцами.

На главную роль рядового Белова в фильме утвердили Бориса Галкина, актёра очень популярного: уже вышел остросюжетный фильм «В зоне особого внимания» (1977), сделавший его всесоюзной знаменитостью, и его продолжение «Ответный ход» (1981). Борису Галкину, надо сказать, многажды приходилось примерять военную форму разных лет на экране. Собственно, и карьера его в кино началась с роли лейтенанта в драме Александра Столпера «Возмездие» (1967), и позже режиссёры часто предлагали ему схожие образы.

Немногие знают, но

Борис Галкин почти во всех фильмах отказывался от дублёров и трюки делал сам.

В этом ему помогало спортивное детство: мальчишкой он занимался самбо, спортивной гимнастикой и акробатикой, так что отлично владел телом. В «Ожидании полковника Шалыгина» ему также пришлось принять участие в ряде небезопасных сцен, и артист снова всё сделал сам.

Роль Григория Валериановича, спутника Белова, получил латвийский актёр Виктор Плют, но озвучил его Владимир Заманский.

Второстепенная роль полковника Шалыгина досталась Николаю Гринько,

а единственную женскую роль (радистка Юля, присоединившаяся к Белову) получила дебютантка Ирина Пономарёва.

В других ролях ищите Алексея Золотницкого, Сергея Кагакова, Валерия Полетаева, Петра Юрченкова-старшего.

Лента вышла в прокат летом 1982 года. Большого успеха она не имела, но роль Бориса Галкина в фильме часто причислют к самым ярким его ролям. Кстати,

если вам знакомо выражение «терпеть ненавижу», то, возможно, вы когда-то всё же видели «Ожидание полковника Шалыгина», потому что именно тут фразу время от времени произносит рядовой Белов, герой Бориса Галкина.

Сейчас «Ожидание полковника Шалыгина» в списке раритетов, которые крайне редко встретишь на тв. Но вы его легко найдёте в интернете. Посмотреть рекомендую: фильм действительно увлекательный (несмотря на то, что слово «ожидание» обманчиво настраивает на неспешность), и герои не ходульные, а живые.

А вам знаком этот фильм? Фразу «терпеть ненавижу» слышали?

Оцените статью
Приключенческий военный фильм, карьеру которого испортило безликое название
Соперницы: почему главная конкурентка Софии Ротару Надежда Чепрага ушла со сцены