«Приключения Электроника»: этот любопытный гараж Сыроежкиных

7 моментов, на которые мало кто обращает внимание, но которые многое говорят о героях и сюжете…

В любимом всеми нами советском фильме для детей «Приключения Электроника» 1979 г. Константина Бромберга много таких мелочей, которые замечаешь не сразу. Казалось бы, ты засмотрел ленту уже «до дыр». Ан нет – каждый раз открываешь что-то новое интересное.

В СССР вообще весьма серьезно относились к антуражу и декорациям, вплоть до самых разных мелочей, которые всего-то по паре раз мелькали в кадре. Так, актеры приносили на съемки собственные настоящие бабушкины драгоценности, а декораторы мастерили дома с дворцами и целые города вручную.

То же касалось любого фильма, в том числе детского.

И тем интереснее такие мелочи отслеживать. Ведь участники съемочной группы всё долго и системно продумывали: как обустроить жилье героя, какой мебелью его обставить, какие фотографии развесить по стенам?..

Вот и в «Приключениях Электроника» одним из таких весьма интересных мест был гараж семьи Сыроежкиных.

1. Прежде всего здесь хранился «железный конь» нашего Сережи. А «Сыроега» раскатывал по городу на мопеде «Верховина-4».

Между прочим, такие мопеды начали выпускать на советском заводе всего за шесть лет до съемок фильма Бромберга. Так что подросток-то гонял не абы на чем, а на модной новинке.

Характеристики этого мопеда выглядели вполне симпатично, особенно с учетом, что моделью пользовался школьник:

  • мощность двигателя – 2.2 л. с.;
  • скорость – до 45 км/ч;
  • колеса – размерностью 65 х 405 мм.

2. Дальше – больше. Судя по всему, «Верховина» у Сереги была не простая, а тюнингованная, причем самопально.

Видимо, Сережин папа был хорошим мастером (необязательно профессионалом). Он либо усовершенствовал раннюю «Верховину-4», либо объединил «Верховину-3» и «Верховину-4».

Вполне могло статься, что этакое «мото-шаманство» под его руководством происходило с участием сына. Ведь в семьях, где отцы любят автомобили и прочий транспорт и разбираются в них, обычно секреты и умения передаются сыновьям с их детства.

3. Сыроежкин-старший был явным дальнобойщиком. Об этом говорили и его грузовик с надписью «Минавтотранс», и его частые отъезды, и реакция на него жены. Так, когда папа удивился, что Сережа уж как-то очень странно себя ведет, мама не преминула его уколоть (видимо, это было из наболевшего): «Отвык!..»

Это был смешной момент, когда сначала Эл отказался ехать с родителями на природу (мол, у него учебы много), а потом прибежал настоящий Сережа и кинулся папе на шею, не подумав, что «сын» с отцом уже должен был встретиться…

Кстати, если верить Яндексу, средняя зарплата дальнобойщика по стране (в зависимости от региона, частоты поездок и др. они могли получать больше или меньше) приблизительно равнялась 500–600 руб. Так что отец мог вполне позволить купить сыну мопед. В период, когда снимали кино Бромберга и предположительно происходила история со сбежавшим от профессора роботом, цена этого мопеда составляла около 185 руб.

4. Ну, а по работе Сыроежкин-старший раскатывал на бескапотной «Шкоде-ЛИАЗ 706». Это была довольно распространенная грузовая модель в Союзе тех времен.

Между прочим, она ранее попадала и в другие советские фильмы, например в комедии СССР Алексея Мишурина и Николая Литуса «Королева бензоколонки» 1962 г. и Леонида Гайдая «Кавказская пленница…» 1967 г.

5. С гаражом Сыроежкиных связан и занятный чисто психологический момент: папа приехал из рейса и не зашел в гараж, а потому не увидел обитавшего там в тот период сына.

Странный был папа, не правда ли? Судя по его работе и хобби, он должен был гаражом интересоваться чуть ли не в первую очередь. Ан нет…

Подумаешь, с замком проблему решил… это так, мелочи…

В реальности же такой человек, как Сыроежкин-старший, просто не мог не зайти в свой «ангар». Для любого русского мужика гараж – это святое, а уж для профессионального водителя – тем более.

Но в фильме этот момент упустили специально, чтоб не столкнуть папу с сыном, проворачивавшим авантюру под девизом «вкалывают роботы, а не человек».

6. Отметим еще один веселый, но грани пикантности, момент. Если как следует приглядеться к кадрам, можно увидеть, что у Сыроежкиных на 2-м этаже гаража висела сушеная рыба. Видимо, папа, приезжая с дальнобоя, возил сына на рыбалку.

7. Наконец, один из самых любопытных и даже важных моментов – в необъятных размерах самого гаража. Вас никогда не удивляло, что в семье самых обычных работяг (папа – дальнобойщик, мама – филолог или учитель) были:

  • в личном пользовании ОГРОМНЕЙШИЙ гараж площадью этак 100–150 кв. м и в добрых 2 этажа;
  • отдельная вполне немаленькая квартира – 2, а то и 3 комнаты. Как минимум, были у Сереги своя комната (1) и что-то там еще – спальня родителей/зал (2), плюс кухня и санузел?

Оно, конечно, можно вспомнить другой советский фильм: комедию СССР Алексея Коренева «Большая перемена» 1972 г. Там, пока все ученики и учителя ютились по коммуналкам да общагам, преподавательница русского с мужем – обычным рабочим завода – обитали в личной квартире, причем на вид весьма дорого обустроенной.

И, судя по разговору, та семейная парочка обустраивала квартиру своими руками. Когда Нестор сказал, что в квартире уютно, Светлана очень живо откликнулась: «Правда?!» То бишь ей было очень важно услышать реакцию внешнего зрителя на ее жилье. Стало быть, они его обустраивали сами, лично, а не получили от кого-то. А откуда могли быть деньги на довольно небедный ремонт в столь простой семье?

То же – с квартирой Сыроежкиных.

И то же – с гаражом Сыроежкиных.

Даже сегодня такой бокс – слишком дорогое удовольствие. И ладно бы – семья обитала в деревне, где и жилые, и нежилые помещения дешевы и могут доставаться-распределяться-и проч. Но Сыроежкины жили в городе, судя по виду – в городе размером со средний или чуть больше, например Псков / Великий Новгород / Омск / Барнаул…

Откуда был столь шикарный гараж у Сыроежкиных?

Это ведь вам не выход на необъятных размеров крышу с потрясающим видом с высоты, который «прихватизировала» директор стат. учреждения в еще одном советском кино – «Служебный роман» 1977 г. Эльдара Рязанова. Там и птица была совсем другого полета, и место было совершенно иное, и город явно крупнее – столица СССР.

Сыроежкины обладали не банальной «ракушкой» и даже не «малогабаритной квартирой», как у Самохвалова из того же «Служебного романа», но гораздо более впечатляющим помещением.

От конторы, где работал папа Сыроежкина, ему такой гараж дать не могли, так как все автопоезда-длинномеры хранились на специальных стоянках и в гаражах автопредприятия. (Минавтотранс была контора продвинутая и богатая.)

Оно, конечно, разное в жизни бывает. Так, мой собственный дядя, в советское время будучи простым шофером, умудрился сам себе машину собрать из разных деталей от других автомобилей.

Но гараж – дело совсем другое. «Собрать» вручную 2 этажа «в центре города большого» (а не где-то там в лесу или на окраине села) никто бы не позволил. Словом, гараж был вполне официальным сооружением.

Итак, обобщим факты…

…шикарный элитный гараж, замечательная квартира, классный мопед… Кем были родители Сережи?

Скорее всего, такой набор раритетов возник просто от желания создателей фильма показать всё лучшее.

Впрочем, можно предположить, что Сыроежкины на самом деле обзавелись всем этим «эксклюзивом».

Правда, предполагать за ними некое важное участие в жизни общества (а-ля инженер явно от оборонки Шурик в комедии Гайдая «Иван Васильевич меняет профессию» 1973 г.) вряд ли можно – исходя из их профессий. Ну, если только мама Сережи не штудировала учебники иностранных языков как сотрудница какой-нибудь спецслужбы. :) Шутка! У такой сотрудницы истории с подменой сына роботом не произошло бы. Скорее всего, она была обычным филологом где-то в библиотеке, вузе, а то и школе.

Так что, возможно, всё это Сыроежкиным досталось от… родителей. (Как, кстати, и квартира – Ганже со Светланой Афанасьевной в «Большой перемене».)

П. с. Дорогие читатели, а вы можете что-то добавить в тему о жизни Сыроежкиных?

Оцените статью
«Приключения Электроника»: этот любопытный гараж Сыроежкиных
Незаметный герой «Место встречи изменить нельзя» — актер, который сыграл одновременно несколько ролей