Этот фильм с первых же сцен и даже кадров вызывает леденящий ужас и держит в этом состоянии до последнего момента. Соседка обнаруживает мёpтвую молодую женщину Ольгу с пoрезанными венами и задушенного подушкой ребёнка. Крупным планом – лицо Ольги (Елена Метёлкина, наша Нийя и Полина). Сполохи, косые тени, полумгла, наползающая жуть.
Так начинается фильм «Прикосновение» (1992) Альберта Мкртчяна. Затем нам кажется, что будет типичный милицейский детектив – приехавший следователь Крутицкий решает, что здесь – криминальная история, а записка, что мы, дескать, уходим, в лучший мир – всего лишь инсценировка. Однако женатый возлюбленный Ольги что-то говорит о «прикосновении» к некоей тайне и умоляет Крутицкого закрыть дело.
А потом… любовник сам вeшается. Тут нет ничего, укладывающегося в рамки Уголовного Кодекса – тут действует сам потусторонний мир. Познакомившись с Мариной младшей сестрой Ольги (Марьяна Полтева) следователь выслушивает, как ему кажется, тонны бреда – о том, что к ним всем является их покойный отец – Мальцев и умоляет перейти в загробные миры. Мол, жизнь – это ад, и «за чертой» всех ждёт отдохновение.
Здравый реалист Крутицкий воспринимает всё, как дурь или попытку скрыть преступления, пока тот Мальцев, завёрнутый в саван, не является к следователю. Да, наиболее жутко смотрится фото этого отца семейства, Мальцева, при том, что актёр Андрей Дударенко, «сыгравший» роль мертвеца, ни разу не появившись в кадрах, по жизни имел самую обычную внешность, без малейшего налёта инферно.
Вообще, суть настоящего хоррора – нагнать ужаса обыденными деталями, а когда зрителя пугают Годзиллами, инопланетной слизью да червями размером с кошку – это красивая халтура. Пощекотать нервы, не более. А здесь так сняли обычную фотографию, что она кажется убивающей сама по себе. Особенно, когда камера надвигается на неё под тревожную музыку. Примерно так снимал и Альфред Хичкок – без спецэффектов.
Но вернёмся к «Прикосновению». Что характерно, тот Мальцев не был ни ведьмаком, ни мистиком. Вся жуть в том, что перед нами – обычный советский человек, технарь, погибший при попытке предотвратить аварию на комбинате. В этом – тоже суть. В обычности! Следователь Крутицкий влюбляется в Марину, женится на ней, принимает её дочь, полагая, что сможет уберечь их от Мальцева и ранней смерти.
Больше того, он заключает с Мальцевым своеобразный договор — тот просит следователя никогда не говорить фразу: «Жизнь прекрасна и удивительна». Ещё одна жуткая сцена, когда Мальцев говорит с Крутицким посредством железнодорожного мегафона. Вроде бы опять – ничего такого, просто реплики, но всё сделано так пугающе, что после этой сцены хочется вырубить фильм.
Однако все попытки оказываются тщетны – следователь случайно нарушает условия договора — он любит жизнь и восклицает запретные слова, потому и Марина с дочерью погибают, а сам Крутицкий стреляет себе в висок, предварительно застрелив своего верного пса. А ещё здесь важен антураж – серый, безрадостный мир поздне-перестроечного полураспада, когда всё летело в пропасть… Безнадёга и тупик.