«Принцесса на бобах» — будут ли герои вместе?

Среди кинокомедий 1990-х выделяется «Принцесса на бобах» (1997) – довольно симпатичная лав-стори, в которой почти нет пошлятины постперестроечного десятилетия. Напротив, здесь всё лирично, хотя, если пересказывать базовый сюжет, он довольно убог.

Некий предприниматель из породы «новых русских» захотел жениться на женщине с фамилией Шереметева, дабы сменить неблагозвучную фамилию. Дурацкая авантюра перерастает в реальное чувство, а потому финал – оптимистичен, хотя и «открыт».

Однако же тонкая игра Елены Сафоновой и Сергея Жигунова, очаровательные детали и виды (перед нами город Одесса), а ещё – пронзительные диалоги – всё это переводит глуповатую комедь «лихих 90-х» в разряд серьёзных кинопроизведений. Во всяком случае, это не противно видеть.

Итак! У Димы Пупкова – всё есть. Он может купить самолёт или – сделать «букет» из стодолларовых бумажек. Но он ощущает себя ущербно-потерянным, а смешная фамилия, не монтирующая с великими понтами, тут — дело десятое.

Ему нужна Шереметева не столько из-за древности рода, сколько из-за того, что она – эта рано состарившаяся, худая интеллигентка – она… настоящая. В прошлом она преподавала научный коммунизм, равно как её бывший муж Костя – ныне лежащий на диване богомолец/тунеядец.

К слову, прекрасная игра «вечного комсомольца» Владимира Конкина! Это само по себе шикарный символ 1990-х – исполнитель ролей Павки Корчагина и Володи Шарапова предстаёт беспомощно-агрессивным мужчинкой без будущего и – без прошлого.

У Нины Шереметевой – двое детей от Кости, а ещё шебутная, чуть придурковатая мама – активистка местной компартии. Живут бедно, квартира – большая, но захламлённая и давно не знавшая ремонта. Всю эту ораву, включая бывшего супруга, кормит одна лишь Нина, причём выполняет самую грязную и неквалифицированную работу.

Шереметева — посудомойка, уборщица и продавщица газет в переходе. И тут вдруг мсье Пупков – с предложением. Вы нам фамилию, мы вам – денежки. Всё ж просто. Разумеется, дворянка оскорбляется – ей проще мыть полы и спать по 2-3 часа в сутки.

Но потомственный лавочник (чьи предки тоже пострадали в Революцию) Пупков умеет добиваться своего. Кроме того, меж ними пробегает искра. Нам дают понять, что негоциант – не из «простых», он бывший сотрудник НИИ, изобретавший какой-то «прогрессивный унитаз».

И Дима с ностальгией вспоминает, как «рисовал унитаз» и читал самиздатовскую, запрещённую в СССР «Лолиту» Набокова. И это было счастьем – получать 120 рублей и сознавать, что деньги всё равно будут и их хватит на жизнь. То есть Нина, по сути, нашла свою ровню – интеллектуала со скромными запросами.

Пупков тяготится бизнесом, деньгами, деловыми знакомствами и всё это – чистая правда. По фильму Нина старше Дмитрия на два года, а по факту и ощущениям там все десять лет разницы (Жигунов моложе Сафоновой на семь лет, но актрису некрасиво состарили для роли уставшей тётеньки, поэтому разница выглядит колоссальной).

Потом, приодевшись в дорогом бутике – прямо, как героиня фильма «Красотка» (1990) – Нина преображается и молодеет на глазах. В конце она пытается сбежать от судьбы, но эскалатор останавливается и …мы видим глаза Нины – она как бы говорит «да». Полагаю, что будут они вместе.

Оцените статью
«Принцесса на бобах» — будут ли герои вместе?
Золотой был человек: жизненные цитаты Юрия Никулина