«Принцесса на горошине» — изящная сказка, интересная взрослым

Чем отличались наши советские киносказки 1960-1980-х годов от зарубежных – будь то чешско-ГДРовские или же голливудские? Тем, что у нас это делалось ещё и в расчёте на взрослых, причём, на образованных и умных взрослых.

Шутки, аллюзии, смыслы! Таким образом, создавалось многослойное повествование – первый слой был для ребёнка, второй – для его родственников. В результате мы вырастаем, а те сказки …раскрываются нам, как цветы — лепесток за лепестком.

Одна из таких кинолент – «Принцесса на горошине» (1976) Бориса Рыцарева. Сценарист Феликс Миронер (он же – автор «Весны на Заречной улице» (1956)) объединил сразу несколько историй Ханса Кристиана Андерсен и показал нам путешествие Принца по разным странам в поисках невесты.

Под музыку Антонио Вивальди! Причём, композиция «центральной» изменена до наоборот – Настоящая Принцесса (Ирина Малышева), которая чувствует горошину, явилась до того, как монарший сын двинулся в путешествие.

Она ему не показалась интересной. Не заметил. И лишь, приехав, измотанный, он оценил девушку, по сути, удочерённую королевской четой. Здесь тоже распространённый в СССР приём.

Смело бралось какое-нибудь западное, при том – известное произведение и наполнялось иными смыслами. И – герои часто произносили тексты, гораздо более остроумные, чем в первоисточнике.

Такова и «Принцесса на горошине». Итак, симпатичный отпрыск интеллигентов Короля и Королевы (Иннокентий Смоктуновский и Алиса Фрейндлих) мечтает о прекрасной даме, как положено. Государство – маловато, скудновато, слуг нет.

Виды замка выуживают из закромов памяти фразу «бедненько, но чистенько». Но тут уютно, тепло и любят своего ребёнка. Молодой актёр Андрей Подошьян — в плаще с тремя бурбонскими лилиями (флёр-де-лис) идеален в этом антураже.

Помимо флёр-де-лис, у него ещё и плюс роза, видимо, алая, так как он дарит двум принцессам именно алую розу. Итак, он седлает единственного коня и едет на поиски. Принцесса Первая из сказки «Свинопас» — капризная, милая, глупая, любит вещи (Ирина Юревич).

Да, презанятный момент – в кадре полное смешение стилей, однако, на выходе получается стройная картина. Костюмы аж XV-…XIX столетий, но это не смотрится, как «надели то, что выдали в костюмерной».

Тут всё изящно, и Принц в одежде 1620-х нормально монтируется с Принцессой, чьи локоны воскрешают в памяти …пушкинскую эпоху. Да и платья, открывающие ножки по щиколотку – тоже из 1820-1830-х.

Да, выясняется, что Принцесса-1 искренне любит вещи, штуки, технические чудеса и готова ради них целоваться с чумазым. Запомним этот момент. После этого Принц оказывается в другом королевстве – уже из сказки «Дорожный товарищ».

Король-добряк (Александр Калягин), любитель шахмат отговаривает знатного, красивого парня от сватовства к его дочери. Да, тут Калягин произносит фразу «…и не сосчитаешь!» тем же тоном, что и в …приключениях Тётки Чарлея.

Почти уговорил, но Принцесса-2 так поражает воображение юного Бурбона, что он остаётся и соглашается на её условия. На её загадки. Вот эта Принцесса (Марина Либакова-Ливанова) изумила тогда не только героя сказки, но и зрителей – она была не похожа на расхожий вариант принцесс.

В чёрном готическом наряде с головным убором hennin, красавица напоминала, скорее, злую фею. Хотя, вся её вина и – беда заключалась в том, что она без ума от лесного Тролля (Игорь Кваша, чудовищно изуродованный для этой роли).

Нам показывают шабаш, куда каждую ночь сбегала «тёмная» принцесса. В финале Принц отказывается от той, которая его никогда не примет, а Тролль оборачивается таким же королевичем, только заколдованным – и лишь публичное признание в любви к нему разрушило чары.

Запомним и это – Принцесса номер 2 обожала адски некрасивого, но доброго и прекраснодушного героя. А главное – сильно отличающегося от привычных образцов, которых ей «подсовывала» жизнь. Женщина любит ушами и — сердцем.

И вот Принцесса-3 (Светлана Орлова), одетая во что-то лёгкое да воздушное, с диадемой, вплетённой в псевдоантичную причёску, — это намёк на эпоху ампир, все эти полупрозрачные ткани — причину бесконечных простуд в Париже и Петербурге.

Хотя, всё окружение, включая обер-гофмейстера (Владимир Зельдин) – родом из XVII столетия. Чарующая дева-богиня ищет себе мужа среди гуманитариев – из тех, кто создаст «Самое Невероятное», как и называется очередная сказка Андерсена, вплетённая в сюжет.

Побеждает наш Принц, поместив алую розу в бокал. Но тут …возникает очередной соискатель – могучий витязь. Судя по по виду, подразумевался немецкий курфюрст эпохи Тридцатилетней войны.

Сыграл его …чешский спортсмен Йозеф Шебек. Поскольку натуру снимали в Чехословакии, то и пригласили заодно уж и местного парня. Очень уж фактурен! Распугав художников-музыкантов-поэтов, уничтожает бокал с розой.

И? Принцесса-искусствовед, которая за пять минут до этого дышала духами и туманами, заворожённо отдаёт ему свою руку. И это запомним – образованная, тонкая девушка выбрала брутального хама.

В общем, Принц возвращается и…видит, что «на хозяйстве» у них – красотка, причёсанная в духе итальянского Ренессанса, но в фартучке горничной 1900-х годов. Говорит – принцесса. Может, испробуем? А ну как реально благородных кровей?!

И тогда Королева, вооружившись лорнетом и керосиновой лампой эпохи Ар нуво, достаёт сокровище – ту самую горошину, которой и проверяются истинные леди. Выясняется, что умелица и скромница ещё и знатная неженка, и потому – хеппи, так сказать, энд.

Да, мы тут увидели сразу несколько распространённых женских типажей – и пустышку помешанную на вещах; и любительницу острых ощущений – вокруг полно людей, но надо выбрать тролля;

…и расклад Барышня + Хулиган, когда хорошая девочка сходит с ума по какому-нибудь бандиту. И, наконец, ту принцессу, которую не частенько сначала замечают, но которая – настоящая. Во всех смыслах.

Оцените статью
«Принцесса на горошине» — изящная сказка, интересная взрослым
Малорадостная судьба Валентины Пимановой. Её творчество и личная жизнь