— Есть фильмы из той особой киноманской категории, которые всегда приятно вспоминать и пересматривать, фразы прочно и надолго откладываются в памяти, а главным действующим лицам сопереживаешь как родным. Французский кинохит Профессионал 1981 года выпуска как раз из такой категории.
— В основе сценария Мишеля Одиара находится роман Патрик Алесксандера «Смерть зверя с тонкой кожей», в нашем переводе роман известен по названию «Смерть раненого зверя с тонкой кожей».
— Режиссером фильма является Жорж Лотнер. Абсолютно свой для Жан Поля режиссер. Ранее в 1979 году Бельмондо и Лотнер вместе работали в картине Кто есть кто? Очень популярный в советском союзе фильм, который у нас посмотрело более 38 миллионов зрителей. А в 1980-м сняли еще один популярнейший фильм — Игра в четыре руки.
— Композитором фильма являлся Эннио Морриконе, да тот самый знаменитый итальянец, который приложил руку к написанию музыки к множеству известнейших фильмов в создании музыкальных шедевров. Именно таковой является основная музыкальная тема Профессионала ее знают и слышали даже те кому кинематограф до лампочки. Эннио написал эту композицию к фильму Маддалена 1971 года. В 1978 году композитор перезаписал и мелодия часто гостила в эфире различных радиостанций во Франции, а так же в рекламный роликах. Жан Поль рассказывал, когда он впервые услышал эту композицию он пребывал под сильным впечатлением, она настолько ему понравилась что сам себе сказал эта мелодия будет в моем фильме. Так и произошло. Профессионал сделал эту композицию Морриконе одновременно бессмертной и легендарной.
— По сюжету фильма Жан Поль играет агента Жосслена Бомона, который отправляется в Африку в вымышленную страну Малагави для того чтобы устранить местного тирана президента Нджала, но во время его миссии правительство Франции резко менятет свои отношения с Малагави и ее президентом, миссия Бомона отменяется, при этом свои же представители спецслужб предают Жослена и сдают на растерзание тирану и его костоломам. А ведь изначально в сценарии это была вполне себе реальная африканская страна, но в студии напрочь запретили использовать какую-бы то ни было из реальных держав. Сам же президент Нджала является прототипом Жана Бокасса, известного в народе по прозвищу император каннибал, та еще сволочь, но и его имя так же было под запретом в использовании в сценарии фильма.
— На момент начала съемок Бельмондо было 47 лет.
— Изначально студия планировали снимать в Африке даже летали на переговоры в Марокко и Алжир, но так и не договорились, причина — деньги, дороговато обходились съемки да и по времени не вкладывались и тогда они приняли решение — роль африканских просторов сыграет Камарг — огромный заповедник расположенный на юге Франции. По аналогии с диким западом французы его называют дикий юг. И вот здесь на диком юге снимали каторгу и побег Бомона.
— Во французском заповеднике снимали сцену того как Бомон заступился за нещадно избиваемого аборигена. Здесь Актеру массовки в образе военного досталось основательно об этом рассказывал продюсере Жорж Дансижер, Жан Поль в одном из дублей так схватил и откидал о землю бедолагу что чуть не переломал позвоночник. После трое подоспевших надсмотрщиков избивают Бомона. Во всех отснятых дублях по жесткой земле с камнями катался сам Жан Поль, как всегда и без оглядки на возраст он делал все сам без дублера. В кадре самого Бельмондо подвешивали за ноги и он с голым торсом висел там какое-то время, став добычей для местных насекомых.
— Самый негуманный суд всея Малагави снимали уже во Франции в помещении парижской коллегии адвокатов, а вот место в кулуарах суда, где Бомона били и накачивали под завязку снимали в одном из отделений местного парижского госпиталя.
— Париж, где и были сняты почти все последующие в фильме сцены. Так средь бела дня снимали сцены на северном вокзале и в его окрестностях, в кадре не актеры массовки а обычные прохожие, чтобы попасть в фильм для них было одно условие не глазеть в камеру, но выполняли не все, ну а что попал в кадр, увидел Бельмондо вживую день удался, будет что друзьям и близким рассказать. И для того чтобы избежать попадания в кадр новых любопытных парижан, снимали многие поздней ночью. Иногда начинали снимать в два часа ночи.
— Жанна, жена Бомона ее в фильме сыграла актриса Элизабет Маргони. Ее роль в сценарии значительно сократили, изначально она встречалась с Бомоном на вокзале а так встречалась с Жоссленом перед тем как он отравился в замок в финале фильма. По легенде на эту роль ее утвердил студийный босс Ален дешам который был безума от красоты актрисы и был ее персональным поклонником.
— Комиссар Розен очень хороший полицейский и сволочь так его характеризуют практически все коллеги. Но главное, что он отличного выполняет свою работу и уж если кто и сможет изловить и убрать Бомона так это только он. Эту роль сыграл Робер Осейн, более ста ролей в кино и на телевидении, но одной из самых его узнаваемых ролей в кино для нашего зрителя является Жоффрей де Пейрак из серии фильмов об Анджелике. В профессионале он играет матерого полицейского которые не привык проигрывать и во чтобы то ни стало хочет убрать Бомона, ведь это очень сильный соперник который регулярно переигрывает его. Осейн старше Бельмондо на пять с половиной лет , интересно, что родился он 30 декабря 1927 года а умер 31 декабря 2020 года ему было 93 года.
— В сцене в кафе когда герой Бельмондо бил Фаржа, в одном из дублей актер Донадье подвернул ногу и сильно ударился головой, ему даже оказывали медицинскую помощь.
— Роль Нджала сыграл Пьер Сентон, между прочим обладатель черного пояса по карате и в ту пору совладелец двух школ боевых искусств в Париже. Элитная дама легкого поведения, содержанка Нджала Дорис Фредриксен. Эту роль сыграла Мари Кристин Декуар. По сюжету очень даже важный персонаж и не только из за того, что в кадре демонстрировала прелестное тело, но и выполнила важную просьбу Жоса а так же прилетела в замок на том самом вертолете да и стала участницей того класснейшего эпизода в гостинице где она обслуживала богатея Сальваторе Вальпоне. Все эти сцены Снимали в гостинице Хилтон. Здесь же в коридоре Бельмондо отдубасил двоих, учитывая роскошное боксерское прошлое Бельмондо, эти сцены всегда очень любила мужская аудитория его фильмов.
— Коллега и Любовница Бомона Алиса эту роль исполнила Сирил Клер. Алиса единственная кто всегда поддерживала Бомона и не предавала его. Была снята постельная сцена где Сирил была в кадре обнаженной но затем решили эту сцену не включать в основной монтаж. так же в сценарии был эпизод когда Алиса врывалась в кабинет Валера и со слезами на глазах отчитывала его мол как он негодяй этакий мог предать Жосслена, но в итоге обошлись без этой сцены.
— Эпизод погони по улицам Парижа здесь за рулем машины во всех почти во всех сценах был сам Бельмондо. Мэрия Парижа не давала добро на опасные ураганные гонки по городу и стала в позу мол нет и все тут. Лотнер и студийные боссы уже договаривались о съемках на улицах Лиона. Но именно тогда Бельмондо подключил своего отца Поля бельмондо известного скульптора и он используя свои связи таки сумел переубедить чинуш и они сняли все сцены погони в Париже. Для отца Бельмондо профессионал стал последним фильмом сына который он посмотрел. Поль умер в январе 1982 года, когда Бельмондо снимался в картине Ас из асов. Сцены погони в основном снимали ранним утром, во время съемок улицы перекрывали. а все те машины что появлялись в кадре это конечно не случайные участники движения, за рулем тех автомобилей находились профессионалы. Бельмондо управлял красным 131 фиатом.
— Дуэль Бомона и Розена снимали на авеню Пьера Грене. Всего было две версии дуэли: первая никто не мешал стрелкам, здесь было соревнование взглядов, оператор снимал крупные планы, напряженные лица, и не души вокруг и только выстрелы нарушали гнетущую тишину. Но а затем придумали и решили добавить в кадр забавного мужика с цветами, которые он должен был доставить. Именно его действия стали сигналом к выстрелам. Надо сказать Такая версия дуэли с цветочным прохожим была действительно оригинальной. И да в обеих версиях Розен отправлялся в морг.
— Для абсолютного большинства зрителей финал фильма с гибелью героя Бельмондо был шоком. Кстати на тестовых показах большинству французских зрителей расстрел Бомона в шаге от вертолета категорически не понравился. И тогда боссы студии при встрече с Лотнером сказали: ты ничего глобально не меняешь за исключением того что Бомон сядет в вертолет и улетит, на последуют финальные титры. Но Лотнер и сам Бельмондо таки отстояли свой финал, раненый зверь переиграв всех отправился в свой последний путь и будет застрелен. Эх, знали бы они сколько наших зрителей рыдало у экранов из-за такого решения.
— Спустя годы продюсер Патрис Клеман рассказал что у Одиара был написан второй вариант сценария при котором Бомон скрывался из замка и уезжал вместе с Алисой которая в машине ждала его неподалеку от замка и они вдвоем благополучно покидали Францию. То есть Бомон выживал и скрывался от преследователей, финал оставался открытым с очевидным намеком на возможное продолжение.
— Бельмондо не стало 6 сентября 2021 года ему было 88 лет, Жан-Поля провожали в последний путь под аплодисменты публики когда звучала та самая композиция Эннио Морриконе из фильма Профессионал. Знаменитый актер ушел навсегда, но его фильмы и роли остались с нами и живут до сих пор в памяти миллионов ценителей кино из славной и незабытой эпохи ретро. о Французского маэстро кинематографа, Жан Поля Бельмондо всегда будут помнить как настоящего Профессионала.