«Происшествие, которого никто не заметил» — о красоте и самовосприятии

Фильм «Происшествие, которого никто не заметил» (1967), снятый знаменитым сценаристом и писателем Александром Володиным по собственной же фабуле, знают гораздо меньше, чем забойный сюр «Настя» (1993), созданный Георгием Данелией по той же повести.

Эти два фильма – отражение эпох. В первом – настроение 1960-х, во втором – узнаваемое, хотя и доведённое до абсурда начало 1990-х.

«Настю», как сюжет, я пока не разбирала, точнее в одной из статей попыталась уяснить, зачем Полину Кутепову «превратили» в кукольно-типовую Ирину Маркову, ибо могли бы просто накрасить и причесать, нарядить в мини (она длиннонога) и поставить на каблуки.

Вот в «Происшествии…» героиня Жанны Прохоренко – всё та же Настя Плотникова не становится кем-то иным, она просто воображает себя красивой и всем интересной.

Итак, простая и милая девушка Настя работает в овощном магазине (у Данелии там – канцтовары) и мечтает о любви. Но всё не складывается. Живёт с мамой-дворничихой, которая хочет, чтобы у её дочки было всё, как у людей.

Настя же видит себя непривлекательной, унылой и неинтересной, хотя саму актрису Жанну Прохоренко считали симпатичной, как минимум. Эта вещь – о самовосприятии.

Остановлюсь на одной детали, которая есть и в «Происшествии…» и в варианте «Насти». Там есть момент, когда девушка просит некоего Шурика прийти к ней в гости, чтобы мама успокоилась. Дескать, личная жизнь имеется — вот вам доказательство.

Тот, как все непопулярные мальчики, быстро начинает хамить. Вообще, именно у парней-лузеров – колоссальное самолюбие в этом плане.

Неудачник делит всех особ женского пола на два типа: 1) королевы красоты, коих Я недостоин; 2) третьесортные лoхушки, которых Я не хочу. В его скромной (или, скорее, отсутствующей) практике есть либо идеальный образ, как правило, попсово-журнальный, либо – ужас-ужас, и на такое неохота даже тратить время.

Подобный Шурик защищается от психотравм при помощи намеренного ограничения выбора.

К слову, у невостребованных девиц – ровно та же конструкция, только эталон, скорее, книжный. Все, кто не мистер Дарси и не Леголас, могут идти лесом. Но вернёмся к нашей героине! В какой-то момент Настя представляет себя богиней и …становится ею. (Или то была её фантазия?)

А всего-то актрису переодели в белое, модное платьице, уложили волосы в хорошую причёску и сделали небольшой макияж. Все начинают оглядываться в восхищении.

Да, Настя, даже, будучи «некрасивой», обращает на себя внимание интересного парня – Толи (Виталий Соломин). Вот крутые мальчики довольно часто западают на обычных с виду девчонок.

И на шикарных — тоже. И на специфических. Отсюда проистекает завистливый вопрос-феномен: «И что он в ней нашёл?» В финале мы понимаем, что Настя и Толя будут вместе.

Чем хорош этот фильм? Не содержанием — оно слабее, чем у Данелии. Настроением времени. Эта дивная полупрозрачность, состояние потока, осознание возможностей. Все куда-то идут, о чём-то говорят, где-то оказываются.

Солнце, вода, каблучки по асфальту стучат… 1960-е были невероятно «весенней» эпохой с её культом юности, искренности, свежести. До шедевра не дотягивает, но, если хочется прочувствовать полёт, свойственный поколению, то – годится более чем.

Оцените статью
«Происшествие, которого никто не заметил» — о красоте и самовосприятии
«Молчание доктора Ивенса» — почему действие происходит на Западе?