Проникновенная драма, где «мать» старше «сына» всего на четыре года

С трогательного фильма «Осенняя дорога к маме» (1981) началась кинокарьера режиссёра Бориса Небиеридзе. Несмотря на то, что Небиеридзе уже давно не был студентом и получил диплом почти десять лет назад, пробой пера для него стала короткометражка, а не полноценная игровая картина. Зато соратники по фильму были с громкими именами, и прежде всего стоит сказать о Николае Мащенко, написавшем сценарий. Мащенко к тому моменту — уже опытный и популярный режиссёр и сценарист. Любопытно, что

«Осенняя дорога к маме» — первый сценарий, который Николай Мащенко отдал другому режиссёру, прежде свои сценарии он экранизировал сам.

Сценарий был во многом автобиографичным. Его главный герой — режиссёр Дмитрий Павлович, успешный и, видимо, популярный, как и Николай Мащенко (к тому времени уже выпустивший телехиты «Как закалялась сталь» (1975) и «Овод» (1980).

Собираясь в заграничнчную командировку, Дмитрий Павлович узнаёт, что его мать больна.

Поначалу он от поездки не отказывается и всё-таки едет в аэропорт, но по пути погружается в воспоминания о послевоенном детстве и матери, самом важном человеке в жизни. Сам Николай Мащенко с трепетом и уважением относился к матери и считал, что именно она заложила в него весь потенциал, который он выплёскивал, став кинематографистом. Пообещав коллегам, что он непременно успеет прибыть в Москву к самолёту, Дмитрий Павлович берёт такси (за 50 рублей! И это в 1980 году!) и едет на малую родину, в деревню Меловатку. И это реальная деревня на Украине, где появился на свет и провёл детство Николай Мащенко. В Меловатке

он застаёт захворавшую мать и своих братьев и сестёр, которых в семье семеро и которых мать подняла одна (и это тоже реальные факты из жизни Николая Мащенко).

Пообщавшись с матерью, которая обещает его дождаться, и окунувшись, пусть на чуть-чуть, в атмосферу детства, Дмитрий Павлович уезжает и успевает-таки добраться в московское Шереметьево, чтобы попасть на самолёт.

В фильме очень много ретроспективных кадров с эпизодами из детства Дмитрия. Поэтому на главную роль Борису Небиеридзе потрбеовалось два актёра: взрослый мужчина и мальчик. Ими стали Евгений Жариков и восьмилетний Гриша Павленко, никогда раньше не снимавшийся. Не нашла информации, как Гриша попал в кино, но, несмотря на отсутствие опыта, мальчик отыграл на все сто.

Его искреннюю игру позже расхвалили киноведы, оценил юное дарование и режиссер: через несколько лет Небиеридзе пригласил Гришу на главную роль в сказку «Иванко и царь Поганин» (1984) и именно по роли отважного Иванко зрители и запомнят юного актёра.

Увы, карьера Григория Павленко не продлится долго, а сам он уйдёт из жизни в 35 лет.

Роль матери Татьяны Кирилловны (и снова отсылка к автобиографии — так звали мать Николая Мащенко) получила Ада Роговцева, кинозаменитость и одна из самых ярких актрис украинского кино. Причём она сыграла героиню и в молодости, и уже в зрелости.

Но если в первом случае партнёром Ады Роговцевой был восьмилетний Гриша Павленко, то во втором — 40-летний Евгений Жариков.

Самой актрисе тогда было чуть за сорок, так что исполнители матери и сына оказались почти ровесниками.

Роль таксиста, который согласился везти Дмитрия в Меловатку, получил Борислав Брондуков, любимый зрителями и очень востребованный актёр. В небольших ролях Ольга Матешко, Маргарита Криницына, Александр Мовчан, Николай Сектименко.

Отдельно нужно упомянуть роль Майи Булгаковой, второстепенную, всего лишь с несколькими появлениями, но настолько трагическую, что без слёз эти эпизоды не посмотреть. Её героиня — сельчанка Мария Ульяновна, соседка Татьяны Кирилловны.

Мария Ульяновна, получив пять похоронок на всех своих детей во время войны, отчасти потеряла связь с реальностью. В какой-то момент она поверила, что дети её живы, и теперь всё время их ждёт, регулярно накрывая праздничный стол для них и приглашая на застолье односельчан.

И всё это она делает искренне, от души, честно веря, что уже вот-вот дети вернутся. И даже сейчас, спустя десятилетия после войны, Дмитрий, приехав в Меловатку, снова видит Марию, всё так же с минуты на минуту ждущую тех, кого давно нет. Ради только этих пронзительных и тяжёлых сцен фильм стоит смотреть.

Короткометражка снималась для телевидения, и в 1981 году её показали, но ажиотажа она не вызвала, что, наверное, предсказуемо из-за формата и неизвестного имени режиссёра. И сейчас фильм из числа раритетов, которые не смотрят потому, что не знают. Тем не менее посмотреть советую. И из-за Майи Булгаковой, и из-за Борислава Брондукова, герой которой поначалу выглядит стяжателем, а потом оказывается человеком порядочным, и из-за юного актёра Гриши Павленко. Потратьте 40 минут, вы не пожалеете.

Оцените статью
Проникновенная драма, где «мать» старше «сына» всего на четыре года
Детектив, который смотрится на одном дыхании. «Петля» с Филатовым и Табаковым