Пронзительная драма о женщине, пережившей войну, но не пережившей мир

Для режиссёра Иосифа Шульмана, работавшего на киностудии «Беларусьфильм», драма «Встреча в конце зимы» (1979) стала последней:

в восьмидесятые из-за эмиграции сына уже немолодого режиссёра отлучили от профессии. Впрочем, довольно скоро Шульман и сам уехал из Советского Союза,

оставив на родине с десяток добротных лент о войне и современности. В финальной работе Шульмана трагедия военных лет была показана эпизодически, как воспоминания героев, но она всё так же мучила главную героиню, как и десятилетия назад.

Для сценариста Владимира Гусакова «Встреча в конце зимы» была дебютом, карьеру в кино он начинал как актёр.

Создавая первый в жизни сценарий, Гусаков уже знал, кто будет играть главную роль:

в образе ответственного секретаря газетной редакции он видел Ларису Лужину, свою супругу. По возрасту Лариса была сильно моложе героини, но актриса в роль вжилась прекрасно, да и гримёры, видимо, постарались, поскольку 39-летняя исполнительница выглядит на экране старше.

Иосиф Шульман, взявшийся за постановку, так описал сюжет:

«Мы хотели рассказать с экрана о журналистке, ответственном секретаре редации газеты Губаревой. Повышенная требовательность к себе и окружающим — главная черта её характера.

Работе, интересам дела в жизни Губаревой подчинено всё. Быть может, поэтому многие считают её «сухарём». Не сразу можно разглядеть, что за строгостью, внешней сдержанностью в этой женщине скрыты обаяние, истинная человечность».

И в самом деле, в первые минуты фильма Анна Фёдоровна Губарева вызывает смешанные чувства — это неулыбчивая, требовательная, жёсткая женщина, которой в редакции явно не симпатизируют.

Коллега открыто говорит ей, что она одинока, озлоблена, поэтому её никто не любит. Но кое-что меняется, когда к Анне приезжает её однополчанин Василевич. Рядом с ним она совсем иная, а для зрителей раскрываются кое-какие подробности:

Анна была на фронте, потеряла на войне мужа, так и не успев сказать ему, что ждёт ребёнка. А спустя много лет она потеряла и дочь, которая погибла в геологической экспедиции. Теперь Анна воспитывает маленького внука Тарасика, который считает её мамой.

И вовсе она не так суха и сурова, как видится многим, это лишь одна часть героини, которая считает себя обязанной всегда быть на высоте. Но Анна может быть и нежной, ранимой, хрупкой. Правда, её невнимательные коллеги поймут это слишком поздно.

Актёрский состав на площадке собрался замечательный.

Роль Василевича получил Пётр Вельяминов, сотрудников редакции сыграли Александр Демьяненко, Всеволод Платов, Ростислав Янковский,

небольшие роли достались Павлу Кормумину и Валентину Никулину, зятя Анны сыграл Владимир Новиков (любопытно, что Владимир Новиков младше своей экранной тёщи всего на 12 лет), а её погибшим на войне мужем стал Пётр Юрченков.

Роль юной журналистки, которую Анна довела до слёз, сыграла Елена Легурова.

Для молодой актрисы это была предпоследняя роль в советском кино: в конце семидесятых она тоже эмигрировала, и следы её потерялись.

Атмосферно фильм «Встреча в конце зимы» очень напоминает кино шестидесятых, а многие зрители видят в нём пересечения с драмой «Крылья», которую режиссёр Лариса Шепитько сняла в 1966 году.

Но в отличие от «Крыльев» «Встреча в конце зимы» завершается более трагично, более резко, однозначно, и, возможно, именно в этой безысходности кроется причина малой известности и непопулярности ленты. Журнал «Спутник кинозрителя» написал о главной героине:

«Война догнала её много лет спустя не шальною своею пулей и не забытым осколком — болью израненного, исстрадавшегося сердца».

А по мнению ряда критиков, Лариса Лужина сыграла тут одну из лучших ролей, точно и ярко показав сложность, многогранность и неоднозначность героини.

Отдельно отмечу, что в ленте пусть мельком, но затронута тема походно-полевых жён, которую старательно замалчивали (один из героев снисходительно намекает на такое прошлое Губаревой. Но эта дешёвая месть ему не удаётся). В целом же фильм без колебаний рекомендую посмотреть, если вы с ним незнакомы.

 Лариса Лужина действительно на высоте, замечательно показана работа газетной редакции, да и финал предсказать сложно.

Оцените статью
Пронзительная драма о женщине, пережившей войну, но не пережившей мир
Больной Миронов и народный Никулин: как создавали советскую комедию «Бриллиантовая рука»