Жанна Глебова известна по роли Сильвы в одноименном мюзикле Яна Фрида, экранизации оперетты Имре Кальмана. Признаюсь сразу же, давным-давно, как только посмотрела эту оперетту, я в нее влюбилась. Говоря в «нее», я имею в виду сам фильм, ведь здесь все прекрасно — музыка, стихи, танцы, а какие прекрасные артисты задействованы в постановке.
От корифеев советского кино — Татьяны Пилецкой, Павла Кадочникова, Владимира Басова, Михаила Светина, Игоря Дмитриева, до молодых Ивара Калныньша, Виталия и Марии Соломиных, и, конечно же, яркой и затмевающей всех и вся Жанны Глебовой.
Как только у меня появилась возможность узнать, в каких еще картинах была задействована актриса (а это случилось лишь с появлением Интернета), я безумно расстроилась, увидев, что Жанна снялась в 4 фильмах . Среди них помимо «Сильвы» был фильм-спектакль «Помнишь ли ты?» и две иностранные картины — «За стеклянной дверью » и «Открытая страна».
В основном же, Жанна Глебова была примадонной Рижского театра оперетты и вскоре после своего триумфа в «Сильве» навсегда исчезла с экранов. Только спустя много лет стала известна истинная причина ее таинственного исчезновения.
Родилась будущая звезда сцены в 1950 году в Сталине (сейчас Донецк), а после окончания школы переехала в Киев. Здесь она поступила в Театральную студию Киевского театра оперетты, а затем выступала на сцене Киевского драматического театра имени Ивана Франко.
Вскоре красавица вышла замуж за актера Ефима Хромова и переехала с ним в Ригу. В Театре оперетты в Риге Яна Глебова стала примадонной – она исполнила главные роли в спектаклях «Моя прекрасная леди», «Сестра Кэри», «Человек из Ламанча», «Потом в Севилье» .
В кино актриса дебютировала в 1978 году в фильме «Открытая страна» латвийского режиссера Александра Лейманиса. Через год вышел еще один фильм с ее участием – «За стеклянной дверью». Но настоящую популярность Яне Глебовой принесла главная роль в музыкальном фильме «Сильва» Яна Фрида. До этого актриса была известна только в Латвии, а после премьеры фильма стала известна во всем СССР.
Венгерский композитор Имре Кальман написал оперетту «Сильва» в 1915 году (в Европе ее называли «Королева Чардаша» или «Цыганская принцесса»), в том же году она была переведена на русский язык. Но поскольку в то время шла Первая мировая война, название оперетты и имена некоторых персонажей были изменены.
На сцене оперетта пользовалась таким успехом, что ее ставили по обе стороны фронта — в Австро-Венгрии и в Российской империи. Позднее было снято несколько фильмов по оперетте в Австрии, Венгрии, Германии и Норвегии.
Первый был снят австрийским режиссером в 1919 году, а фильм Яна Фрида стал последним, вышедшим на экраны в 1981 году и снискавшим невероятную популярность в СССР.
Ян Фрид долго не мог найти актрису на главную роль. Жанна Глебова сказала: «Я попала к Фриду случайно. Он долго искал девушку на главную роль. Он хотел, чтобы она была актрисой… синтетической — не только для того, чтобы играть, но и петь, и танцевать, и уметь носить костюмы.
Так чтобы, как он сказал, в ней была порода. Очевидно, что он искал кого-то вроде Гурченко, но моложе. Да, Гурченко могла бы сыграть актрису из варьете «Сильва», но вообще такое сочетание, такой сплав редкость среди драматических актрис.
В то время мы ставили спектакль «Любовь на все века» ленинградского композитора Портнова, и Жора мне очень понравился. Когда он вернулся в Ленинград и встретил Фрида, который уже был в панике из-за отсутствия нужной ему актрисы, Жора предложил ему поехать в Ригу и увидеться с одной прекрасной «девушкой».
У девушки на тот момент уже было двое детей и звание Заслуженной артистки. Другими словами, мне позвонили. «Актриса не знала, кто будет ее партнером по фильму. На роль Эдвина пробовались Николай Караченцов и Анатолий Васильев.
С Иваром Калныньшем, кстати, Жанна познакомилась случайно в самолете и только там выяснилось что они летели, чтобы вместе сняться в том самом фильме.
Известная актриса Татьяна Пилецкая, сыгравшая в «Сильве» роль матери Эдвина, так отзывалась о Жанне Глебовой: «Это был редкий случай, когда актриса сочетала красоту с драматическим талантом и сильным голосом. Жанна была выпускницей консерватории».
Это было сущей правдой – Жанна Глебова в те времена уже была примадонной Рижского театра оперетты и обладала всеми данными, в том числе и вокальными, для того чтобы стать полноценной Сильвой.
Но в кинокартине зрители так и не услышали певчего голоса самой артистки – по решению режиссера оперетты все вокальные партии исполнялись оперными артистами. Так, вместо Жанны Глебовой арии исполняла Евгения Целовальник.
После триумфа в кино актриса внезапно пропала из поля зрения кино- и телезрителей . И лишь спустя многие годы оказалось, что в 1990 году вместе с мужем Жана Глебова переехала в Израиль.
О том, почему актриса на это решилась, она рассказала позже в одном из интервью: «Я побывала в Израиле за год до переезда. И я настолько полюбила эту страну, что даже видела ее во сне. И тогда мне было все равно — здесь есть оперетта, здесь нет оперетты, неважно… Дело в том, что ситуация в Латвии в то время была творчески неустойчивой, и я думаю, что мы сделали очень правильное решение. В Израиле мы узнали, что наш театр закрыт;
он просуществовал без нас всего около года. Великие актеры остались без работы. Одни стали продавать овощи, кто-то подался еще в какой-нибудь бизнес, а другие… работают по специальности в Израиле …»
В новой стране семья поселилась в городе Реховот. Здесь с Хромовым Жанна поставила спектакль «Веселая вдова», проводила совместные концерты и, конечно же, принимала участие в программе израильской оперетты.
Жанну Глебову и ее супруга Ефима Хромова называют флагманом израильской оперетты. Последнее время 71-летняя актриса живет с дочерью в США и всю себя посвящает семье, в том числе, воспитанию внуков.
Итак, как я уже говорила, фильмография Жанны не так обширна, как нам того хотелось бы, но все случилось именно таким образом. Кто знает, как могла бы сложиться ее судьба, если бы она осталась в тогда уже не Советской Латвии…