Я довольно часто встречаю мнение, что трагикомедия Марка Захарова «Убить дракона» (1988) – вещь тенденциозная, как все перестроечные, злободневные киноленты. Так сказать, на потребу дня. В целом я соглашусь.
Тогда, на излёте эпохи, было принято высмеивать Леонида Брежнева (а образ Бургомистра в исполнении Евгения Леонова, как нам говорили, сильно намекал на покойного генсека) и развенчивать Иосифа Сталина.
Конечно, Олег Янковский не копировал вождя, но играл некий обобщённый образ тоталитаризма, ибо Дракон лишь принимал антропоморфную форму, будучи хтоническим чудовищем.
Однако именно в этом фильме есть небольшая сцена в финале, где Марк Захаров говорит нам об опасности… той свободы, как это понимает толпа. Когда свобода из «осознанной необходимости» превращается в неосознанную вакханалию.
Когда всё можно. По сути, фильм показал нам грядущие 1990-е с их вседозволенностью и бесконечными убийствами – валили не только «деловых партнёров», но и, кого ни попадя. За Перестройкой — перестрелка.
В сказке-притче чётко явлено, как с криком: «Долой Дракона!» некий мужичок швыряет камень в окно, чтобы разбить. Не лицо Дракону, а стекло в доме незнакомых горожан.
Другой «освобождённый» переворачивает телегу с капустой. Орёт: «Равенство и братство!» Поэтому надо расшвырять кем-то выращенные овощи. Третий – нападает на девушку и принимается её раздевать. Хорошо, когда свобода.
Кидают камни в лоб полицейскому – тот падает замертво. Потому что – кайф. Некто берёт спички, чтобы поджечь то, что горит. На закономерный вопрос отвечает: «Борюсь. Со всеми. За счастье и свободу».
Примерно так и выглядели наши 1990-е годы. Поджечь палатку даже не потому, что хозяин задолжал за «крышу», а просто так. Тогда было очень много тупой бытовухи – собутыльник порезал друга; сожитель – дамочку; юная мамочка – новорождённого ребёнка и …продолжила бухать.
Я в 1990-х годах училась в МГЮА, как раз на уголовном праве, так нам цинично говорили, что наше будущее – это разгребание тех бытовух. Потому я стала специалистом по корпоративному праву – там хотя бы не надо «выезжать на трупы».
В 1990-х была повальная мода на юристов – не только, чтобы обслуживать работу фирм, но и чтобы работать с той самой бытовухой. Тогда же началась эра повсеместных заборов, домофонов и охранников, как следствие тотальной свободы.
Чем её становилось больше – тем выше делались заборы и тем больше организовывалось ЧОПов. Надо же как-то защищать себя от свободных и — очень свободных. В фильме «Убить дракона» раскрепощение охлоса — и есть самый главный момент. Пророческий.