Прощальный триумф советской актрисы, получившей пять Сталинских премий, после которого она стала затворницей

Для советской кинозвезды Марины Ладыниной мелодрама «Испытание верности» (1954) стала своего рода пророческой. По сюжету её героиня расстаётся с супругом из-за его измены. Спустя несколько лет та же ситуация произошла и в жизни самой Ладыниной. Но если на экране история завершилась всё-таки счастливо, то в реальности всё было куда драматичнее.

Дуэт актрисы Марины Ладыниной и режиссёра Ивана Пырьева был и жизненным, и творческим. Он сложился в год, когда в советском кино царствовал другой аналогичный тандем, Любовь Орлова и Григорий Александров, но очень быстро Ладынина и Пырьева нагнал коллег-соперников в части плодотворности.

К середине пятидесятых у них было уже восемь совместных картин, и картин весьма успешных. Свидетельство тому — шесть Сталинских премий и Пырьева и пять у Ладыниной. Это уникальный рекорд, который никому не удалось побить.

Но в семье уже зрели конфликты, и одной из причин стал возраст Марины Алексеевны: ей уже перевалило за 40, девушек играть она не могла, а переходить на возрастные роли желанием не горела.

Весьма кстати в этой ситуации пришлась пьеса братьев Тур (под этим псевдонимом скрывались два давних товарища-писателя Леонид Тубельский и Пётр Рыжей) и самого Ивана Пырьева. Пьеса «Семья Лутониных» встречена была неоднозначно: одни её хвалили, другие поругивали, и вторых, как ни странно, было больше. Главной претензией стало то, что авторы вдались в личные интриги семьи, пожертвовав их социальной жизнью и рассказом о производственных достижениях.

Тем не менее Иван Пырьев добился разрешения на экранизацию и летом 1953 года начал работу над фильмом.

Главную женскую роль, Ольги, той самой брошенной жены, он отдал Марине Ладыниной, хотя худсовет согласился на это не сразу.

Любопытно, что экранным отцом героини Ладыниной стал Сергей Ромоданов, который был старше Ладыниной всего на девять лет. Варю, младшую сестру Ольги сыграла начинающая артистка Нина Гребешкова, и разница в возрасте у них с Мариной было 22 года.

Ну а образ влюблённого в Ольгу ещё со школьных врёмен лётчика Алексея Боброва воплотил Николай Тимофеев. По фильму они с Ольгой ровесники, на самом деле Николай был младше Марины на 13 лет.

Но несмотря на все эти возрастные коллизии (плюс ещё и цветная плёнка, на которой гораздо лучше видны возрастные изменения, чем на чёрно-белой)

Марина Ладынина выглядела в фильме очень достойно и гармонично, а её роль в «Испытании верности» не зря называют одной из лучших в карьере.

Мужа-изменника, правда, чуть позже осознавшего свою неправоты, сыграл Леонид Галлис, в роли очаровательного бухгалтера и престарелого баламута появился Василий Топорков, роль простодушного, немного наивного, но доброго и беззаветно влюблённого в Варю Пети Гребёнкина отдали Александру Михайлову (вот-вот наступил его поистине звёздный час — в 1955 году скоро выйдет фильм «Два капитана», где Александр станет Саней Григорьевым).

Ну и обязательно надо отметить «обтекаемого» Игоря, которому так опрометчиво отдала сердце Варя, скользкого карьериста, нечистоплотного инженера с двойным дном, «человеческую слякоть» (по меткому замечанию кинокритика Александра Караганова), которого великолепно изобразил Олег Голубицкий.

Снимая фильм, Иван Пырьев кое-что изменил в сценарии. Так, изначально в нём была подробно расписана сцена суда, где Ольга сама на себя наговаривает и рассказывает о мифическом любовнике, а её муж Андрей покорно выслушивает нелепицу и не возражает. В картине эпизода нет, оставлен лишь его финал, причём довольно скомканный и не очень понятный.

Были в пьесе и более подробные описания трудовых достижений героев, с помощью которых авторы сценария (всё те же братья Тур и сам режиссёр) попытались исправить недочёты пьесы. В них говорилось, что

Егор Лутонин всё-таки разработал новый сорт чугуна, Петя сумел продвинуть свои рационализаторские предложения, а Варя стала лауреатом Сталинской премии.

Но Пырьев от них всё же отказался, за что позже вновь получил упрёки. Зато был введён новый поворот: отъезд Вари на Алтай. Всё дело в том, что в начале 1954 года, когда съёмки уже шли, громко прозвучала новость о начале освоения алтайской целины и отправке первых добровольцев. Эта новость так вдохновила режиссёра, что и своих персонажей он решил отправить на целину.

Иван Пырьев завершил работу на «Испытанием верности» довольно быстро, всего за год, и уже осенью 1954 года представил её худсовету. В конце года картина попала в кинотеатры, и зрители встретили её с восторгом. Критики же разделились:

одним понравилась мелодраматическая история, каковых тогда снимали мало, да ещё и с несколькими романтическими линиями, другие же вновь упрекали авторов в отсутствии в ленте рабочих будней (сцены на заводе Пырьев снял, но их было не так много, они выступили скорей фоном для мелодрамы и смотрелись фрагментарно).

Для Пырьева и Ладыниной картина стала последней совместной. В 1962 году распалась и семья. Поговаривали, что мстительный режиссёр, к тому времени уже бывший главой киностудии «Мосфильм», запретил коллегам снимать экс-супругу.

Но более правдивой видится другая версия: сама актриса не захотела стареть публично. Её подтверждал и сын Марины Ладыниной и Ивана Пырьева, который рассказывал, что режиссёр спустя годы предлагал жене роли зрелых женщин, но она категорически их отвергала. Так или иначе,

«Испытание верности» — это последний фильм Марины Ладыниной, больше её в кино поклонники её не видели. Следующие 50 лет (актриса ушла из жизни в 95 лет в 2003 году!) ярчайшая звезда советского кино почти не показывалась на публике.

А ещё она ни разу не прокомментировала расставание с Пырьевым и никогда не сказала о нём плохо. По-моему, нынешним звёздам, метящим в вечность, стоит брать пример с этой удивительной женщины.

Ну и традиционный вопрос. Зачем Ольга наговорила на себя? Что за нелепая попытка избежать жалости? Или это просто способ выгородить мужа? Но зачем? В общем, озадачивающий поступок, и я его не поняла. А вы?

Источник

Оцените статью
Прощальный триумф советской актрисы, получившей пять Сталинских премий, после которого она стала затворницей
Фильм, на съёмках которого разбился режиссёр