Противоречивый советский фильм с очень спорной моралью, напоминающий Санта-Барбару: «Валентина»

Допускаю, что многие из вас сегодня впервые узнают про советский фильм «Валентина» от режиссёра Глеба Панфилова, вышедший в 1980 году. Как раз с творчеством Панфилова вы, скорее всего, знакомы через фильм «Начало» 1970 года с Инной Чуриковой, который я уже разбирал на канале. Обязательно посмотрите, если вдруг эта картина каким-то чудом прошла мимо вас.

Так вот, возвращаясь к «Валентине» – это крайне неоднозначное произведение. Язык не повернётся назвать его «плохим», скорее он просто затрагивает множество тем, которые совсем не ожидаешь увидеть в советском кино, причём преподносит он их также крайне интересно и, я бы сказал, весьма нетипично.

Так вот, действие происходит в 1970 году в одной маленьком таёжном городке, где официанткой трудится молодая девушка Валентина в исполнении Дарьи Михайловой. Валя проникается чувствами ко взрослому мужчине – следователю Владимиру Шаманову, которого сыграл Родион Нахапетов.

Уже весьма интригующее начало, согласитесь, но это ещё далеко не самое интересное. По законам жанра, к Вале неровно дышит молодой, и не очень интеллигентный парнишка по имени Паша, являющийся сыном буфетчицы в том кафе, где работает наша главная героиня.

Само собой, Паша совершенно случайно узнаёт о чувствах Вали, но идёт говорить не с ней, а с Шамановым, требуя, чтобы он навсегда исчез из жизни Валентины, так как у них с Пашком «большая чистая любовь». Вот только Владимир Михайлович не намерен так просто отступиться, ведь, как оказалось, чувства Вали вполне взаимны.

Он даже просит подругу Вали по имени Зинаида (Лариса Удовиченко) передать ей записку с признанием. Немного странно конечно, что взрослый мужчина за 40 внезапно проникся чувствами к девочке, которая ему в дочери годится, но, как мне кажется, это несложно объяснить.

Видите ли, Владимир Шаманов – это типаж настоящего великовозрастного неудачника. Он только с виду кажется интересным и загадочным, вот только этим внешним «очарованием» он способен покорить только сердце наивной юной девушки, вот такой, как Валентина.

Думаете, она задумывалась о том, какой он человек, какой из него получится муж, сможет ли она с ним воспитать ребёнка? Боже упаси, это всё волнует только взрослых женщин, а Вале просто приглянулся миловидный красавчик с серьёзным выражением лица, вот она уже и надумала себе «любовь». В каком-то смысле даже жаль Валентину, но к этому мы ещё вернёмся чуть позже.

Так вот, Паша любым способом пытается заполучить сердце Вали, которая влюблёнными глазами смотрит на Шаманова. Правда она не единственная претендентка на следователя – подружка Зинаида также положила глаз на Владимира.

Само собой, записку она Валентине не отдала, а ещё, чтобы вызвать у Шаманова чувство ревности (хотя какая тут ревность, если ему на неё всё равно?) решила позаигрывать с бухгалтером Мечеткиным.

По хитроумному плану Зины он вообще должен «занять» Валентину, дабы та не кружилась вокруг Шаманова. Мечеткин даже зовёт Валю на свидание, но, само собой, получает закономерный отказ. Тогда он решается идти обходным путём и обращается к отцу Валентины – Фёдору, но та всё равно отказывается.

Зато Пашке удалось надавить на жалость Вали, после того как он разругался с родной матерью, и всё для того, чтобы Валентина отправилась с ним на танцы.

Попутно Шаманов узнаёт от Зинаиды, что никакую записку она Вале не передавала, после чего наконец-то бежит признаваться во всём своей «любимой». Видите, какой инициативный мужчина – словно школьник любовные записочки оставляет, вместо того чтобы рассказать обо всём лично.

Заканчивается всё, скажем так, весьма печально. Павел сближается с Валей, хотя она этого не хочет. А о случившемся она никому не рассказывает, в очередной раз из чувства жалости к нему. И вообще она говорит, мол всё это время была рядом с Мечеткиным.

Вот такая у нас получилась «Санта-Барбара». Фильм поэтому и спорный в моём понимании, потому что я не фанат подобных выяснений отношений, на которых строится весь фильм, хотя Шаманов мог просто обо всём сказать Вале напрямую и большинства произошедших событий просто не случилось бы.

С другой стороны, картина раскрывает одну достаточно интересную тему – трудность человеческих взаимоотношений. В отличие от большинства мелодрам, здесь всё не заканчивается слащавым «хэппи эндом»: каждый из персонажей так или иначе остаётся в невыигрышном положении (пожалуй, только Мечеткин ещё легко отделался). Кто в этом виноват? Разумеется, лишь они сами.

Можно ли сказать, что под конец Валентина чему-то научилась? В каком-то смысле да. Она отвергла Пашу, по очевидным причинам, вместе с тем её чувства к Шаманову также угасли, ведь в критический момент он проявил себя как трусливый и нерешительный человек.

Обычно в мелодрамах всегда есть один такой «неприятный» мужчина и очевидно более предпочтительный вариант молодого человека, с которым в конце остаётся героиня.

Здесь, как видим, все персонажи в той или иной степени весьма спорные личности: эгоистичные, недумающие, трусливые.

Такое ощущение, будто режиссёр намеренно не добавил в свою картину ни одного положительного образа, тем самым пытаясь подчеркнуть некую мораль о том, что не стоит так просто «влюбляться» в людей, не стоит так просто доверять им, и что не ко всем стоит проявлять благосклонность (на примере Паши).

По крайней мере, именно такой посыл я уловил из картины. Возможно, вы увидели в этой истории нечто иное? Будет интересно почитать ваше мнение в комментариях.

Оцените статью
Противоречивый советский фильм с очень спорной моралью, напоминающий Санта-Барбару: «Валентина»
Непонятный момент с Белкиным из «Брата-2», о котором мало кто задумывается