сам Семёнов без всякой жалости к себе называл ленту «Будни и праздники» (1962) неудачей. Но при этом писатель почти сразу понял, в чём причина провала,
и быстро сменил направление в творчестве. И это был правильный и перспективный поворот.
Несмотря на то, что сейчас все знают Юлиана Семёнова как автора великолепных детективов, многие из которых стали кинохитами, начинал он как писатель мелодраматический.
А поскольку начало его литературного пути пришлось на конец пятидесятых-шестидесятые, то в первых произведениях звучали оттепельные ноты.
В таком ключе и вышел дебютный сценарий «Будни и праздники», который Семёнов создал по собственным рассказам.
Лента «Будни и праздники» повествует о прокладке железной дороги в Сибири, где бок о бок работают самые разные люди со своим прошлым и порой полярными философиями.
На участок прибывает новый прораб, который пытается работать по-новому, но не у всех коллег эти приёмы находят понимание.
Конечно, есть тут и лирические линии, но основная часть посвящена всё же столкновению производственных интересов и взаимоотношениям характеров.
Режиссёром стал Владимир Шредель, который начинал кинокарьеру как документалист. Но постепенно Шредель увлёкся кино игровым первые работы делал в тандеме с коллегами, а потом приступил к самостоятельным съёмкам.
«Будни и праздники» стали его третьим собственным фильмом.
На роль главного героя, прораба Виталия Зотова, утвердили недавнего выпускника ГИТИСа Владимира Толкунова.
Для актёра это был дебют, и довольно яркий и удачный. Однако после Толкунов, всё отдававший предпочтение сцене, появился лишь в нескольких фильмах-спектаклях и, к сожалению, ушёл из жизни молодым.
Роль неуёмного строителя Лёхи, которого тянуло перевоспитывать людей, получил Лев Круглый, а колоритного радиста-кавказца сыграл Альберт Мкртчян, младший брат Фрунзика Мкртчяна.
По первому образованию Альберт был актёром, но позже окончил режиссёрский факультет ВГИКа и занялся режиссурой.
Спорная роль досталась звезде кино тридцатых-сороковых Петру Алейникову.
В послевоенные годы, когда актёр уже повзрослел и не мог играть роли весёлых задиристых парней, его снимали уже не так часто, как прежде, что самого Алейникова расстраивало.
«Будни и праздники» — одна из последних картин артиста, через несколько лет его не станет.
В других ролях Николай Волков-старший, Игорь Ефимов, Раднэр Муратов.
Две женские роли достались Светлане Жгун (повариха Нина, мечтающая стать актрисой и замеченная в нечистоплотности)
и Александре Завьяловой (Света, невеста Зотова).
А в крошечной роли вспыльчивого золотоискателя мелькнул и сам сценарист Юлиан Семёнов, уже вполне узнаваемый с окладистой бородой.
Ближе к финалу на стройке планируется праздник: строители завершили очередной участок и возвели наконец-то дом для себя (по инициативе того самого прораба-активиста Зотова).
В честь такого события на стройку прибывают столичные знаменитости: Тамара Макарова, Виктор Хохряков, Сергей Филиппов (актёры играют сами себя). Увы, на этом фильм обрывается и найти полноценную копию мне не удалось.
По информации, указанной повсюду, длительность фильма — 93 минут, все копии, которые нашлись, имеют продолжительность 86 минут.
Но если додумать окончание, то, вероятно, в финале все влюбленные (Зотов и Света, Серго и Нина) объяснятся, строители торжественно отпразднуют новую победу и продолжат работу.
Фильм «Будни и праздники» вышел в январе 1962 года. У Владимира Шределя получилась неплохая, но не выдающаяся производственная драма о большой стройке.
Таких лент снимали тогда немало и на их фоне «Будни и праздники» потерялись. Юлиан Семёнов видео причину провала в том, что
был слишком серьёзен и пожертвовал интригами и увлекательностью и в пользу приземлённости и прозаичности.
А ещё уже совсем скоро писатель попал на стажировку в Московский уголовный розыск и был по-настоящему очарован и сотрудниками МУРа, и их деятельностью.
Тогда-то и родился Семёнов — автор захватывающих, динамичных сюжетов и родоначальник советского политического детектива.
Сегодня дебют Юлиана Семёнова в кино позабыт (и непонятно, куда делась полная версия).
Одной из причин забытья называют появление в начале ленты в хроникальных кадрах Никиты Хрущёв,
позднее подвергшегося активной критике.
Не исключаю, что способствовал удалению ленты из поля зрения зрителей и отъезд актёра Льва Круглого на Запад в конце семидесятых: в подобных случаях фильмы с участием «перебежчиков» нередко отправлялись в архив.
А в финале несколько любопытных фактов о «Буднях и праздниках»:
- Альтернативное название картины — «Атланты». Это отсылка к атлантам, поддерживающим крышу Нового Эрмитажа, которые пару раз всплыли в разговорах строителей.
- В фильме упомянули писателя Михаила Зощенко, когда зашла речь о рассказе американского писателя О’Генри (в духе «О’Генри — это вроде нашего Зощенко»).
- Герой Наумов, сыгранный Николаем Волковым, озвучивает идею, которая актуальна и поныне, — сделать 31 декабря нерабочим днём. Конечно, Наумов предлагает это не ради отдыха, он подводит под это философскую основу, но сама мысль определённо любопытна для своего времени.