Иногда в СССР снимали фильмы, в которых не было ничего советского. А еще случалось, что такие фильмы опережали время на несколько лет и меняли мировоззрение многих людей, а потом терялись в киноархивах истории. Одна из подобных картин вышла на экраны в 1968 году и до сих пор удивляет.
В начале 1960-х начинающие режиссеры Ирина Поволоцкая и Михаил Садкович выпустились из ВГИКа. Ребята хотели снимать кино, и у них даже была хорошая идея, но не было сценария. Тогда они объединились с молодым автором Александром Червинским и принялись разрабатывать сюжет будущей картины. В его основе лежала оригинальная история, никак не связанная ни с одним литературным произведением. Итоговый сценарий приглянулся руководству студии Мосфильм, и в 1966 году начались съемки.
В актерский состав попали Лев Круглый, Татьяна Лаврова, Ираклий Учанейшвили, никому на тот момент неизвестный Александр Кайдановский и Андрей Миронов. С Мироновым получилось интересно: актер очень хотел сниматься в фильме по двум причинам. Во-первых, сценарист Александр Червинский был его школьным приятелем. И, во-вторых, режиссеры предлагали Миронову необычную роль, и отказываться было глупо. На тот момент Андрей уже снимался у Эльдара Рязанова в комедии «Берегись автомобиля», но напряженный график не помешал ему пройти пробы у Поволоцкой и Садковича. Актер чувствовал, что это важный проект.
СССР. В глухой тайге происходит нечто странное. Откуда-то то появляется, то исчезает туманная пелена, которая как бы накрывает окрестности двухкилометровым «куполом». Ученые в Москве строят различные гипотезы, а на исследовательской станции под тем самым «куполом» третий месяц трудится их коллега Егор Ломов. Он выяснил, что пелена — это мощный электростатический заряд, и, по мнению Егора, феномен имеет внеземное происхождение. Проще говоря, все дело в инопланетянах, и Ломов пытается наладить с ними контакт. Но оборудование постоянно выходит из строя.
Встревоженные московские ученые отправляют к Ломову сменщика — его друга Андрея вместе с невестой Егора, Леной. К ним присоединяется старший сержант Валя, который должен разобраться со сломавшимся военным оборудованием. Когда троица приезжает на станцию к Ломову, то становится ясно, что ситуация очень сложная. Вскоре новоприбывшие тоже попадают под воздействие странного «купола» и начинают терять связь с реальностью.
Фантастическая драма «Таинственная стена» — явление для советского кинематографа уникальное. Фильм сильно выделяется на фоне череды картин оттепельного кино, но при этом о нем мало кто помнит. Как так получилось?
Для начала нужно сказать, что повествование ведется в непривычном для массового зрителя ключе. Медитативный, порой даже психоделический тон фильма не располагает к развлечению. Это серьезная работа, затрагивающая глубинные вопросы человеческих взаимоотношений. «Купол» — лишь аллегория, и здесь не удастся найти каких-либо инопланетных чудовищ, футуристических машин или других стандартных атрибутов мировой фантастики. Из спецэффектов в картине только абстрактные клубы разрядов, изображающих ту самую стену. А остальное ложится на плечи актеров.
Тягучая атмосфера фильма наполнена саспенсом, а некоторые сюжетные ходы могут соревноваться в сюрреалистичности с работами Луиса Бунюэля. Откровенная «бытовуха» соседствует с пространственно-временными путешествиями и фундаментальными проблемами вселенского масштаба. И очень интересно наблюдать за Андреем Мироновым, чей персонаж оказывается в водовороте приключений. Актеру и правда досталась необычная роль, и дело даже не в военной форме, а в философском содержании.
Нет никаких сомнений в том, что «Таинственная стена» намного опередила время. Именно поэтому фильм с треском провалился в прокате и не вызвал интереса у публики. Аудитория была попросту к такому не готова. Зато картина очень понравилась братьям Стругацким, выпустившим через несколько лет роман «Пикник на обочине». И в нем можно увидеть параллели с творением Поволоцкой и Садковича. Да и в «Солярисе» Андрея Тарковского тоже есть что-то от «Невидимой стены». А в «Сталкере» того же Тарковского похожих (по духу) моментов еще больше. Это ли не лучшее признание?
Увы, но из троицы авторов карьера по-настоящему сложилась только у сценариста Александра Червинского. Ни Поволоцкая, ни Садкович известными не стали и впоследствии снимали очень мало. Сложно сказать, как повлияла «Таинственная стена» на судьбы талантливых постановщиков. Но их вклад в русский кинематограф бесценен.