Отнюдь не целомудренные поцелуи уже на первом свидании, скоротечная близость, беременность совсем юной девушки (соблазнитель, как полагается, не подаёт о себе вестей) — этот сюжет определённо не мог понравится киночиновникам в середине шестидесятых. Именно поэтому мелодраму «Мальчик и девочка» (1966) почти никто не увидел, а режиссёра Юлия Файта на десять лет отлучили от съёмок художественных картин.
Всё началось со сценария Веры Пановой. Сам стиль «Мальчика и девочки» был для писательницы неким экспериментом.
Она, прежде создававшаяся сюжеты земные, реалистичные, на этот раз взяла поэтический тон, написала историю трогательную, наполненную эмоциями, даже драматическую, но совсем не пошлую.
Герои, Мальчик и Девочка, были реальными и естественными, но возвышенными, искренними. Правда, перенести столь лиричную и воздушную историю на экран, не испортив, не заземлив её, было задачей непростой, но молодой режиссёр Юлий Файт всё-таки взялся за постановку.
Юлия Файт был из семьи кинематографической (его отец — известный актёр Андрей Файт), учился во ВГИКе у самого Михаила Ромма, так что с миром кино уже был прекрасно знаком, включая и оборотную его сторону. У него уже была одна самостоятельная большая работа,
«Мальчик и девочка» стали для Юлия Файта второй лентой. Главных актёров он подбирал сам.
В роли Мальчика режиссёр сразу увидел Николая Бурляева, который к своим 18 годам уже имел немалый опыт съёмок, в том числе у Андрея Тарковского в «Ивановом детстве» (1962).
Руководство киностудии «Ленфильм» выбор не одобрило и многократно пыталось отговорить режиссёра, но тот настоял на кандидатуре. Не последнюю роль сыграл тот факт, что
Николай был ровесником своего героя, 18-летнего выпускника школы из столицы, которого родители отправили в санаторий отдохнуть перед взрослой жизнью, поэтому его чувства отлично понимал.
Много позже Файт говорил, что считает работу Бурляева в своём фильме одной из лучших.
С актрисой на роль Девочки возникли сложности.
Файту была нужна исполнительница не просто молодая и яркая, но и опытная, поскольку именно вокруг Девочки всё вертится.
Поэтому от поисков по объявлению, визитов в школы, театральные кружки и училища он отказался сразу. Искали претендентку среди юных актрис, начавших сниматься в школьном возрасте. Отбор прошла 17-летняя Наталья Богунова, только что сыгравшая в драме «До свидания, мальчики!» (1964).
По какой-то причине на озвучку пригласили Инну Гулую, так что голоса Натальи в картине нет. Муж Инны Гулой, актёр, поэт, сценарист Геннадий Шпаликов тоже принял участие в съёмках, появившись в крошечном эпизоде. Он же написал слова для песен. Шпаликов и Файт дружили и уже сотрудничали, поэтому режиссёр без раздумий взял его на работу.
Кстати, песню на стихи Шпаликова исполнил Николай Губенко. В начале фильма Мальчик едет на поезде, и его попутчиком оказывается тот самый самодеятельный певец. Любопытно, что такой импозантный в зрелые годы Губенко в этом фильме выглядит весельчаком-балагуром и внешне чем-то напоминает самого Шпаликова.
В эпизодах в фильме появились Людмила Шагалова, Павел Кормунин, Елизавета Уварова. Последняя сыграла роль не в меру добросердечной нянечки в роддоме, которая слишком активно уговаривает Девочку отдать малыша на усыновление и даже оперативно находит потенциальных родителей.
Мелодраме «Мальчик и девочка» с трудом пришлось пробиваться к зрителю.
Цензура увидела в ней в первую очередь разврат, хотя Юлий Файт считал, что его лента о жизни, об ответственности, об уважении к себе и окружающим.
В прокате фильм был очень ограничено, потом его на годы отправили в архив, а Юлий Файт переключился на документальное и детское кино. На карьерах юных исполнителей Натальи Богуновой и Николая Бурляева эта скандальная история почти не отразилась, оба продолжили активно сниматься и стали популярными и любимыми, хотя
картина «Мальчик и девочка» так и не вошла в число самых известных их работ.
А как вы считаете, «Мальчик и девочка» — это фильм-морализаторство или история любви?