Пугающая экранизация «Аленького цветочка» с Абдуловым в роли Чудовища

На днях я писала об очень странной и восхитительной экранизации пушкинской «Сказки Мёртвой царевне и Семи богатырях». Почему странная? Это практически немое кино с закадровым голосом Иннокентия Смоктуновского, при том, что оно — для детей и снятое в конце 1970-х, когда Silent film era уже даааавно закончилась.

Но — чистое эстетство и волшебные жемчуга. Опять же Ирина Алфёрова, не произнесшая в кадре ни слова – но ей и не надо говорить, ибо Алфёрова — богиня.

Сегодня разговор пойдёт о не менее шикарном проекте, в котором снялся уже её красивый муж — Александр Абдулов и он тоже ничего там не сказал. Но обо всём по порядку! Кинокартину «Аленький цветочек» (1977) стоит посмотреть хотя бы потому, что там снялись Алла Демидова и Лев Дуров (помимо вышеназванного Абдулова). Сюжет, в принципе, сохранён, однако, его действие из допетровской Руси перенесено в Российскую Империю XVIII века.

Получился, скорее, лёгонький мистический триллер, чем детская сказка для утренних сеансов. Там показан купеческий быт …1770-1780-х годов и — купеческое облачение (впрочем, оно менялось довольно медленно). Лев Дуров — в роли того самого купца, что обещал привезти аленький цветочек. Пути-дороги приводят его в загадочное имение, где живёт хозяйка – элегантная дама с напудренной куафюрой и прочими атрибутами «галантного столетия».

Её играет Алла Демидова, пару лет спустя носившая примерно такие же уборы в телефильме «Стакан воды» (1979). И что самое удивительное – в «Стакане воды» костюмы и антураж менее достоверные, чем в «Аленьком цветочке», хотя и там, и здесь хватает театральной условности. В этом поместье никого нет, кроме старого слуги, намекающего, что именно хозяйка заколдовала принца-чудовище. Тут всё на полутонах и нюансах. Госпожа в фижмах – ведьма.

Она то выходит из своего же портрета с ровно такой же причёской, то – меняет «масть», становясь жгучей брюнеткой. Намёк на Пиковую Даму и её приключения в Версале? К слову, та же Демидова читала текст «Пиковой дамы» в изысканной постановке 1982 года, снятой Игорем Масленниковым (который весь «Шерлок Холмс»). Понимаю, что совпадения, но какие роскошные!

И вот купеческая дочь соглашается жить в этом полузаброшенном чертоге, где по словам старика-дворецкого, когда-то гремели балы и маскарады.

Отдельная тема – дворец. Для позднесоветского кино, где визуальная составляющая не являлась особо важной, это — безумная феерия. Уровень «Контракта рисовальщика» (1982) Питера Гринуэя, снятого позже или кубриковского «Барри Линдона» (1975), высмеянного Жаном Бодрийяром в «Симулякрах и симуляциях», как знамя постмодернизма. Ага. Вот этот «Аленький цветочек» — это постмодерн, который в СССР был только для самых маленьких, ибо допускался в область детско-юношеского кино, но и только.

 

А ещё этот фильм напоминает загадочно-пугающую картину «Свадьба в Торопце», написанную в примерно в 1780-х годах (на мужчине в парике – редингот 1780-х). Автор неизвестен. Смысл – тоже. Одни пишут, что это купеческая свадьба, другие – что это визит помещика на свадьбу крепостных, причём его холопы – разбогатевшие, что бывало. Такие потом выкупали себя из неволи. Но дело в другом – эта картина реально жутковатая, если видеть её в реале .

Она экспонируется в Историческом музее, в разделе купеческого быта, так что историки держатся первой версии. От холста веет каким-то язычеством и колдовским. хтоническим духом. Тем не менее, перед нами век Просвещения, екатерининская эпоха. Вот всё то же в киносказке «Аленький цветочек».

Да, я, кажется, позабыла про Александра нашего Абдулова – он и есть заколдованный Принц. Появляется в финале. Чудо, как хорош. А хозяйка имения куда-то уплывает. Вот, правда, зонтик у неё примерно 1910-х годов по стилю, но это мелочи.

Режиссёр этого действа – Ирина Поволоцкая, она потрясающая личность, сценаристка и много_ещё_кто. У неё крохотная фильмография, зато есть ещё один изумляющий шедевр – фантастика «Таинственная стена» (1967), где в тайге обнаруживается некая Стена, вызывающая видения прошлого, и вообще там играет Андрей Миронов. Но об этом – в другой раз. А вот про цветочек можно смотреть и в зрелом возрасте — даже лучше именно в зрелом.

Источник

 

Оцените статью
Пугающая экранизация «Аленького цветочка» с Абдуловым в роли Чудовища
Зачем в фильм «Семнадцать мгновений весны» ввели двух колоритных героинь?