«Пять вечеров»: как Михалков на скорую руку снял ретро-шедевр

45 лет назад на экраны вышла мелодрама Никиты Михалкова «Пять вечеров». В основу сценария легла одноимённая пьеса драматурга Александра Володина, которая была опубликована в 1959 году и сразу поставлена на сцене ведущих театров — БДТ и «Современника».

Спектакли были настолько популярными, что театралы специально ездили в другой город, чтобы сравнить ленинградский вариант Георгия Товстоногова с московской версией Олега Ефремова. Мнения поклонников театра разделились, а вот самому автору «Пяти вечеров» нравился исключительно товстоноговский спектакль. Были и такие, кто не принял ни один из вариантов и обвинял драматурга в пессимизме, искажении действительности и «нездоровом интересе к маленьким людям и неустроенным судьбам».

Когда Александр Володин узнал, что экранизировать пьесу будет Никита Михалков, то сначала вообще не дал разрешения на съёмки. По его мнению, режиссёр был слишком молод, чтобы передать атмосферу 40−50-х годов, а осовременивать написанное автор не позволял. Однако Михалков убедил драматурга, что он умеет делать ретро-картины: к тому моменту он уже снял и «Свой среди чужих, чужой среди своих», и «Рабу любви», и «Неоконченную пьесу для механического пианино» — и везде была отражена определённая эпоха.

Для Никиты Михалкова картина «Пять вечеров» вообще стала случайной. Он снимал двухсерийный фильм «Несколько дней из жизни И.И. Обломова», но после окончания работы над первой серией ему предстояло несколько месяцев простоя. Режиссёр боялся, что за этот период растеряет всю киногруппу. Тогда оператор предложил ему в промежутке быстренько снять какую-нибудь другую небольшую картину. Взять для экранизации популярные «Пять вечеров» посоветовал Олег Табаков — мол, камерная история, актёров много не надо. Михалков загорелся идеей и решил работать над двумя картинами одновременно — днём доснимал «Обломова», а вечером и ночью репетировал «Пять вечеров».

Людмилу Гурченко режиссёр утвердил без проб. Он обещал дать ей главную роль в своём предыдущем фильме «Неоконченная пьеса для механического пианино», но актриса сломала ногу и ждать её выздоровления не стали. Гурченко боялась, что Михалков ей больше ничего не предложит, но он помнил про своё невыполненное обещание.

Станислав Любшин уже играл в «Пяти вечерах», но не в главной роли — это был его дебют на сцене «Современника». Теперь же ему предстояло вжиться в образ взрослого героя, и они с режиссёром договорились, что в спорных моментах будут снимать два дубля — как хочет Михалков и как видит Любшин.

Вместе со знаменитыми актёрами в первый раз на экране появились 19-летняя Лариса Кузнецова и 18-летний Игорь Нефёдов, которые учились на курсе у Олега Табакова. Когда тот предлагал Михалкову снять «Пять вечеров», то сразу сказал, что пришлёт на съёмки самых перспективных студентов.

Когда пьесу ставили на сцене в конце 50-х, была актуальна тема лагерного прошлого героя. Напрямую автор об этом нигде не говорил, но все намёки зрители считывали. В спектакле звучала песня «Миленький ты мой», которую знали в том числе и как песню ссыльных и переселенцев. В экранизации у главного героя был уже другой образ, так что ему искали другую народную песню. Нашли «Думы окаянные», позвонили барду Сергею Никитину с просьбой исполнить её для фильма. Никитин посмеялся над «народной» песней — оказалось, что «Губы окаянные» написал Юлий Ким, но она как-то ушла в народ без авторства и с разными вариантами названий.

Автор пьесы Александр Володин приезжал на съёмки, наблюдал за процессом, но ни разу не сделал ни одного замечания. Он решил дать кинематографистам полную творческую свободу — ему было очень интересно как история обрастает деталями в кино, а не на театральной сцене. Драматург признавался, что в Станиславе Любшине видит именно того Ильина, про которого писал в пьесе, а сама пьеса — это личная история. Была в его жизни точно такая же встреча…

Станислав Любшин за роль в «Пяти вечерах» получил звание лучшего актёра 1979 года и приз на международном фестивале во Франции.

Оцените статью
«Пять вечеров»: как Михалков на скорую руку снял ретро-шедевр
40 лет «Блондинке за углом»: как Миронов довел фильм Бортко до больших экранов