13 декабря 1971 года на экраны вышла комедия «Джентльмены удачи». Многие до сих пор приписывают авторство легендарного фильма Георгию Данелии, хотя на самом деле режиссёром картины был Александр Серый.
С Данелией он сдружился ещё во времена учёбы на Высших режиссёрских курсах, однако вскоре их пути разошлись. На старте карьеры Александр Серый за драку угодил в тюрьму на четыре года, а когда вышел, то остался без работы.
Чтобы выручить друга, Георгий Данелия предложил ему совместный проект: он напишет сценарий и будет художественным руководителем фильма, а Серый станет режиссёром. Сценарий под названием «Рецидивист» Данелия придумал совместно с Викторией Токаревой, а затем получил разрешение на съёмки в Госкино.
Изначально планировалось снять фильм о шайке мошенников. По задумке авторов, Ролан Быков должен был играть фальшивомонетчика Миллиметра, Юрий Никулин — многожёнца, Андрей Миронов — угонщика Пижона, а Савелий Крамаров — карманника Косого. Однако от ролей почти все отказались.
Тогда сценарий переписали. На роль Трошкина-Доцента без проб утвердили Евгения Леонова. В образе воспитателя детского сада актёр чувствовал себя очень уверенно — у него дома подрастал любимый сын Андрюша, так что к детям Леонов знал подход. Маленькие актёры его просто обожали.
А вот над ролью рецидивиста Доцента пришлось потрудиться — Леонов усиленно учил тюремный жаргон и даже несколько раз посещал Бутырку, чтобы понаблюдать за заключёнными.
На роль Хмыря пробовались Рудольф Рудин, Виктор Сергачёв и Лев Дуров. Худсовет остановился на кандидатуре Георгия Вицина, но с припиской — «надо поработать над гримом». Савелий Крамаров очень хотел сниматься, однако его забраковал худсовет — к счастью, режиссёру удалось отстоять своего Косого.
Дольше всего искали Василия Алибабаевича — пробы проходили Владимир Этуш, Илья Рутберг, Баадур Цуладзе. Сначала был утверждён Фрунзик Мкртчян, но на съёмки приехать не смог. Тогда роль в срочном порядке доверили Раднэру Муратову, который должен был играть начальника тюрьмы.
Роль Алибабы стала главной в жизни актёра — с конца 80-х он перестал сниматься, увлекался скачками, а последние годы провёл в нищете, страдая от потери памяти.
Золотой шлем Александра Македонского действительно был утерян великим полководцем во время Индийского похода, но так и не нашёлся. Так что его внешний вид доподлинно неизвестен. Киношную версию смастерили из подручных материалов: приделали рога к пожарной каске и покрасили всю конструкцию в золотой цвет.
После съёмок артефакт повторил судьбу оригинала — потерялся. На протяжении нескольких лет шлем из фильма не могли найти на киностудии, пока кто-то не забрался на самые дальние антресоли с реквизитом. Оказалось, все эти годы киношная реликвия пылилась на полках. Сегодня шлем является ценным экспонатом и хранится в музее «Мосфильма».
*
Для своих создателей «Джентльмены удачи» стали по-настоящему семейной картиной. Худрук Георгий Данелия вместе с соавтором сценария Викторией Токаревой промелькнули в фильме в роли прохожих.
Сын кинематографиста Николай Данелия появился на экране в образе мальчика с собачкой, а дочка писательницы Наташа Токарева сыграла дочку бывшего уголовника. В комедии дебютировала и дочь режиссёра Оля Серая — она сыграла девочку на лыжах.
*
*
Наталья Токарева впоследствии стала сценаристом, работала над сериалом «Каменская», а затем переучилась на психоаналитика. Ольга Серая получила профессию архитектора — в 54 года она погибла от пожара в собственной квартире.
Ещё раньше ушёл Николай Данелия — наследник знаменитого кинематографиста был подающим надежды режиссёром, актёром, поэтом и художником, но его жизнь трагически оборвалась в 26 лет.
Режиссёр Александр Серый планировал вставить в фильм две песни — «Про слона» в исполнении Георгия Вицина и «Песню о Ялте» в исполнении Савелия Крамарова. Однако Георгий Данелия оказался категорически против и вырезал эти песни на монтаже.
Они сохранились только в записи, а в самом фильме осталось небольшое напоминание для самых внимательных — когда милиция арестовывает Хмыря, Косого и Доцента, в кадре виднеется часть гитары.
Для съёмок сцены в машине с цементом создали специальный раствор — это была подкрашенная зелёным цветом хлебная закваска с луковой эссенцией. Состав получился очень липкий и с отвратительным запахом — после него актёрам пришлось отмываться несколько часов. Так что знаменитая фраза: «Хороший цемент, не отмывается совсем!» — была чистой правдой.
Уголовный опыт Александра Серого на съёмках оказался как нельзя кстати. «Канай отсюда», «рога поотшибаю», «пасть порву», «моргалы выколю», «редиска» — режиссёр не скупился на тюремные фразы, которые потом стали крылатыми. Правда из-за обилия жаргонной лексики готовую картину поначалу не хотели выпускать в прокат.
Чтобы переубедить чиновников из Госкино, пришлось устроить спецпоказ для милицейского начальства — громче всех в зале смеялся начальник МВД Николай Щёлоков. А окончательную судьбу картины решил уже Леонид Брежнев — после просмотра генсек заявил, что звучащие в фильме ругательства знает любой мальчишка.
К 35-летию комедии на базарной площади в казахском Таразе — бывшем Джамбуле, был установлен памятник «Джентльменам удачи». Композицию составляли Доцент, Косой и Василий Алибабаевич, а Хмыря планировали добавить позже. Однако рынок закрыли и монумент на какое-то время оказался заброшен, пока его не перенесли ко входу в один из местных ресторанов.
А в Москве, недалеко от киностудии «Мосфильм», поставили памятник Евгению Леонову в образе Доцента. Скульпторы допустили небольшую оплошность — Доцента изваяли с залысиной, как у Трошкина, хотя в фильме у рецидивиста были волосы.
В 2015 году памятник оказался в центре уголовного дела — монумент украли, распилили и сдали в металлолом. Виновных быстро задержали — семерых преступников приговорили к 2,5 годам лишения свободы. А бронзового Доцента восстановили на прежнем месте уже через год.