Рассказ на могиле: тяжёлый фильм о беспросветности старинной жизни

Рассказом на могиле назвал свой рассказ «Тупейный художник» писатель Николай Семёнович Лесков.

Он написал его в восьмидесятые годы 19 века, но посвятил событию двадцатилетней давности — отмене крепостного права, а героев «поселил» в ещё более ранние времена — действие в книге происходит где-то на рубеже 18 и 19 веков.

Лескова не назовёшь самым экранизируемым писателем, в отличие, например, от Антона Павловича Чехова или Фёдора Михайловича Достоевского. Возможно, причина этому — очень своеобразный язык Лескова, поэтичный и с выраженным оттенком народности. Однако молодой режиссёр Илья Авербах не побоялся взяться за сложный материал и сам написал сценарий, на который его и вдохновил «Тупейный художник». Фильм получил название «Драма из старинной жизни» (1972).

Самостоятельным дебютом в кино Ильи Авербаха стала картина «Степень риска» (1969), снятая скупо, но одновременно выразительно. Многие и сегодня считают эту работу образцом кино о медицине и врачах (очень советую этот фильм, если вы с ним ещё не познакомились. В главной роли — Борис Ливанов). Но если «Степень риска» — это повествование о современнике, то «Драма из старинной жизни» — полотно историческое. Главными его героями стали крепостные — молодая и одарённая актриса Люба, восходящая звезда крепостного театра графа Каменского, и барский цирюльник Аркадий, настоящий талант в части парикмахерского искусства. Люба случайно вышла на первый план: актриса, игравшая роль в спектакле, получила травму, так что Люба получила шанс стать примой театра. Но это имеет обратную сторону:

сам граф Каменский, мужчина зрелый, но малоприятный, злобный, властный, бесцеремонный, положил на девушку глаз и после важного спектакля намерен, так скажем, воспользоваться правом первой ночи. Конечно, Любу такая перспектива ужасает, но что может сделать крепостная?

Спасти Любу от бесчестья берётся Аркадий, давно в неё влюблённый. Увы, побег не удаётся, беглецов возвращают в графское поместье, где их ждёт жестокая месть Каменского:

Аркадия после истязаний отдают в солдаты, а Любу граф всё-таки берёт силой, а потом ссылает на скотный двор, где она тихо начинает сходить с ума.

Но спустя три года перед несчастной забрезжила надежда: Аркадий на войне не погиб, напротив, он честной службой заслужил офицерский чин и вольную и теперь вернулся и хочет выкупить любимую у графа.

Главные роли в фильме Илья Авербах отдал молодым исполнителям — Елене Соловей и Анатолию Егорову. Имя Елены Соловей тогда уже было знакомо зрителям, она сыграла несколько интересных и запомнившихся, но всё же второстепенных ролей. Особый стиль актрисы, её интонации, томность сразу выделили её на фоне других. Кстати, в студенчестве Елена Соловей играла Нину Заречную в чеховской «Чайке», и уже тогда критики приметили актрису. Журнал «Советский экран» о совсем ещё молодой Елене Соловей писал:

«Уже первое появление Нины Заречной-Соловей выдавало в ней натуру тонкую, одарённую и… слабую. Во всём её облике была едва уловимая тревога и та предопределённость драмы, готовой вот-вот развернуться перед нами, которая заставляет ещё внимательнее всматриваться в осторожные движения героини, вслушиваться в интонации её голоса. Это была одна из многих чеховских героинь, обладающих обострённым чувством нравственной красоты, тоскующих по лучшей жизни, но сыгранным не традиционно, с своим отношением к образу».

Илья Авербах стал первым режиссёром, пригласившим Елену Соловей на главную роль, и не прогадал: актриса идеально вписалась в образ нежной, неискушённой девушки, ставшей заложницей условий тогдашней жизни. Ну а уж образ блаженной и вовсе могла, наверное, настолько деликатно, но точно сыграть только Елена Соловей.

Анатолия Егорова, который сыграл Аркадия, открыл для кино сам Илья Авербах. Артист дебютировал в его первой ленте «Личная жизнь Кузяева Валентина» (1967), которую режиссёр снял в соавторстве с Игорем Масленниковым. Тогда режиссёры были ещё студентами Высших режиссёрских курсов, для них это была проба пера. Таким же молодым и задорным был и Анатолий Егоров, только что окончивший ЛГИТМиК, снявшийся в одной из ролей.

«Драма из старинной жизни» для Ильи Авербаха и Анатолия Егорова стала уже третьим совместным фильмом.

На роль беспощадного графа Каменского утвердили Евгения Перова. Отталкивающий образ, созданный Евгением Петровым, высоко оценили критики: актёр минимальными средствами добился сильнейших эмоций у зрителя. Незримое и мрачное присутствие Каменского ощущает буквально в каждом кадре, в каждой минуте драмы, и не зря, наверное, крупным планом (может, даже чрезмерно крупным) начинается фильм.

Как отметила критик Нея Зорская,

«Этот опыт физиономистики, составивший, пожалуй, самый интересный результат фильма, можно было бы назвать психосоциологический анализом».

Во второстепенных ролях Софья Павлова, Людмила Аринина (к слову, её уже в довольно зрелом возрасте в кино тоже привёл Илья Авербах), Расми Джабраилов, непрофессиональный актёр и врач-уролог Вячеслав Васильев (и он тоже в кино начал работать благодаря Авербаху).

А в совсем маленьких ролях ищите Татьяну Пилецкую, Виктора Ильичёва, Петра Меркурьева, Александра Демьяненко, Пантелеймона Крымова, Романа Филиппова.

Декорациями для «Драмы из старинной жизни» стала усадьба Марфино в Подмосковье. Были задействованы и интерьеры, много съёмок прошло во дворе и в парке усадьбы. Музыку для фильма Илья Авербах попросил написать Олега Каравайчука. Композитор буквально на пару дней придумал, как должна «звучать» мрачная «Драма из старинной жизни» и выдал необычную музыку, которая идеально соответствовала вкусу и видению режиссёра. После Илья Авербах неизменно будет обращаться к Олегу Каравайчуку, и во всех его фильмах будет звучать только музыка Каравайчука.

В прокат лента вышла осенью 1972 года. В целом картину приняли тепло, хотя большого успеха в прокате она не достигла. Киноведы разглядели в кадре самобытную, ни на кого не похожую актрису Елену Соловей, которая любовно отнеслась к своей несчастной героине, сыграв её искренне и трогательно. А сам фильм получился у Илья Авербаха хоть и без единого намёка на оптимизм, но всё же классически красивым. Та же Нея Зоркая описала визуальный ряд так:

«В кадрах фильма порой проступает то композиция портретов Рокотова или Боровиковского, то строгие контуры старинной гравюры и само лицо героини — удивительно тонкое и своеобразное лицо актрисы Елены Соловей — кажется знакомым по полотнам Венецианова».

А вы почувствовали дух лесковской прозы в «Драме из старинной жизни»?

Оцените статью
Рассказ на могиле: тяжёлый фильм о беспросветности старинной жизни
Подзабытые, но интересные фильмы 70-х. Часть 1