«Разные судьбы» — почему ошибся Рощин?

В социальной драме «Разные судьбы» (1956) мы наблюдаем нечто типичное для послевоенной эпохи – капризница Таня решила стать «музой» пожилого композитора, так как у него были и деньги, и слава, и машина с водителем. Разумеется, подобные Танечки были во все времена и существуют по сию пору, но в 1950-х на эту тему очень много говорили.

Но! Чаще всего девушки выходили замуж за пожилых мужчин «со средствами» из-за того, что хотели нормально пожить – не в полуподвале или коммуналке, а в отдельной квартире. Даже среди маминых подруг была такая девочка – из чудовищно бедной семьи. Они всемером жили в одной комнате, причём в древнем доме с печкой, без отопления.

Именно поэтому в те годы так хорошо «выстрелила» чеховская «Анна на шее» (1954) с блистательной Аллой Ларионовой. Но с теми девушками, включая Анютку, всё ясно – они шли на эти браки из-за острой материальной нужды. И да, «старики», многим из которых было всего 45+, понимали, что молодая-красивая влюблена в жилплощадь, а не в её владельца.

Бывали, конечно, варианты, когда студенточка возгоралась страстью к талантливому педагогу, но это — редкость. В случае с Татьяной всё не так – она не жила в комнатке полуподвала с кучей родственников. Нам показывают, что у семейства Огневых большая, отдельная квартира в Ленинграде. Подчёркиваю – в Ленинграде, а там и до сих пор имеются коммунальные квартиры.

Таня великолепно одета, выхолена, живёт в такой барской сытости, что …может не «продавать» свою эффектную красу за блага. Композитор Игорь Рощин отлично знал, как живёт его муза, благодаря которой он сочинил великолепный романс, и потому он мог надеяться, что его любят, ради него самого. Бруно Фрейндлих и в неюном возрасте был импозантен.

Однако Таня – это, как та хрестоматийная Старуха из «Сказки о рыбаке и рыбке» — ей мало быть дворянкой столбовою, а потом царицей; надо быть морской владычицей. Таким всегда мало того, что имеют. Огнева хотела быть не звёздочкой, а звездищей первой величины, гранд-дамой. К слову, композитор завёл именно роман, а не развёлся с женой.

Ему хотелось весенних чувств-с, новизны, а не тотального разрыва с Машей. Он до сих пор привязан к своей жене, прошедшей с ним и огонь, и воду, и медные трубы, а по сценарию – ещё и Блокаду. Когда Таня говорит маме, что они с Рощиным идут в ЗАГС, она выдаёт желаемое за действительное – в те времена (в отличие от 1920-1930-х) развод был долгоиграющей процедурой.

Я сейчас многих удивлю — объявления о разводах печатались в газетах; эта практика существовала с 1944 по 1965 годы. А уж, когда разводился известный человек, это бывал скандал на всю отрасль, если не на весь город. В общем, композитор лoпyхнулся – он даже не представлял, что можно быть настолько алчной и самовлюблённой.

Кстати, Огнева в финале остаётся, по сути, у разбитого корыта, как та Старуха – никому не нужна, все воздыхатели разбежались. Татьяна лет до 30 будет пристраиваться к выгодным кавалерам, но с каждым заходом та выгодность будет уменьшаться. В финале останется одна. Да, про то, что судьба наказала Рощина за предательство Маши, поговорим в другой раз.

Оцените статью