Реалистичная драма о ЧП, снятая в шахтах Донбасса

«Машины могут только то, что могут. Люди могут всё», — с этой мыслью обратился директор шахты к сотрудникам в критической ситуации. Людям предстояла работа на износ, причём буквально за неделю до Нового года, когда в фойе ДК уже устанавливали ёлку.

Но выкладываться по полной они должны были не ради плана или наград, а потому что в шахте произошёл обвал и замурованными в подземелье остались их товарищи — опытный шахтёр, дорабатывающий последние месяцы до пенсии, и молодой парень, лишь недавно начавший карьеру.

Такова завязка драмы «Восемь дней надежды» (1984).

Сценарий Эдуарда Володарского рассказал о неожиданности, к которой, наверное, должен быть готов каждый шахтёр — завалу. По сюжету всё случилось в конце рабочей смены, когда у мужчин уже не оставалось ни еды, ни воды. На рабочем совещании специалисты приходят к выводу, что

проход к месту ЧП с помощью механизмов займёт не менее 12 дней, но врач шахты уверенно заявляет, что оставшиеся в шахте смогут продержаться не более восьми дней.

И тогда директор Белоконь принимает решение пробиваться вручную с использованием отбойных молотков. Для этого бригаде придётся работать безостановочно и ударными темпами. И шахтёры, которые понимают, что месте пострадавших может оказаться любой из них, дают согласие.

Пока они бьются за освобождение каждого метра, наверху тоже происходят битвы, но иного свойства.

Начинаются разговоры, что Белоконь знал, что может случиться обвал, но ничего не предпринял. Другие шепчутся, что директор хочет выслужиться перед чиновниками за счёт рабочих, поэтому и предложил пробивать породу вручную.

Попутно выясняется, что у заваленного предпенсионера заболевание, с которым противопоказано находиться в шахте, но его всё равно пускали на работу.

А ещё возникает угроза нового обвала и теперь шахтёры должны решить, готовы ли они спускать вниз на свой страх и риск. А время меж тем утекает и обозначенные восемь дней уже вот-вот закончатся.

Для режиссёра Александра Муратова «Восемь дней надежды» был всего вторым полнометражным фильмом.

Но если дебютировал он в детективном жанре, то на этот раз снимал производственную драму с элементами катастрофы, и у него это получилось весьма достоверно. Кстати, позже Александр Муратов пробовал себя и в других жанрах, а в новом веке стал работать и не телевидении и создал несколько ярких и запомнившихся сериалов.

На главные роли Александр Муратов утвердил актёров, которые снимались в его дебютной ленте — Валентину Гафту (директор шахты Белоконь) и Вадиму Яковлеву (замдиректора Севидов, которому Белоконь доверял и, как окажется, зря).

Роль бойкого молодого парторга, поддержавшего Белоконя в непростой ситуации, получил Николай Караченцов (необычный выбор!),

а в роли сына директора появился Дмитрий Харатьян, молодой, но уже невероятно популярный и востребованный.

Стоит отметить, что

фильм «Восемь дней надежды» в целом мужской, женщины тут лишь мельком обозначены, но это объяснимо: сюжет закручен вокруг сложной и трудной мужской работы.

Тем не менее в небольших ролях можно увидеть Валентину Титову (жена Белоконя) и Александру Яковлеву (его секретарша).

В других ролях: Николай Федорцов, Пётр Юрченков-старший, Валентин Букин, Иван Краско. Оставшихся под завалом шахтёров сыграли Владимир Баранов и почти 60-летний Фёдор Панасенко, для которого роль стала предпоследней.

Одну из первых заметных ролей сыграл в картине Алексей Булдаков, а в образе чиновника из Москвы предстал Игорь Ясулович.

Создавали «Восемь дней надежды» не в декорациях, а в реальных условиях — на шахте «Кочегарка» в городе Горловка. Помогали киношникам шахтёры шахт «Трудовская» и «Речная» и шахты имени Калинина в Донецке, которые снимались в массовых сценах. Позже там же состоялась и премьера драмы:

первыми фильм о собственных тяжёлых, порой непредсказуемых буднях оценили сами шахтёры. И оценили они его высоко.

Лента и в самом деле хороша: до последнего момента непонятно, доберутся ли шахтёры до товарищей и застанут ли их живыми, и чем завершится противостояние между Белоконем и Севидовым.

Журнал «Спутник кинозрителя», представляя ленту, написал:

«Автор сценария Эдуард Володарский и режиссёр Александр Муратов не пытаются, как это нередко бывает в кино, «пригладить», облегчить исходную ситуацию. Напротив, они сознательно усложняют её».

А вы поверили героям «Восьми дней надежды», обычным работягам, которые, когда возник вопрос, кто первым пойдёт в первую спасательную (или спасительную) смену, встали все как один?

Оцените статью
Реалистичная драма о ЧП, снятая в шахтах Донбасса
Она потратила на Афоню два года