Редкий фильм с Николаем Крючковым, единогласно названный неудачей

Провальной картину «Ты иногда вспоминай» (1978) сочли критики, зрители были менее придирчивы. Ответственность за то, что лента не сложилась, возложили, конечно же, не на 66-летнего патриарха советского кино Николая Крючкова, но на начинающего режиссёра.

Он, впрочем, позже сумел реабилитироваться, а потом, уже в кино, превратился в знаменитость.

И это был носитель громкой фамилии и сын режиссёра с мировой известностью Павел Чухрай.

Павел Чухрай, сын режиссёра Григория Чухрая, вырос на съёмочной площадке и видел себя только в кино. Он освоил несколько кинопрофессий, попробовал себя как актёр, осветитель, оператор, но в итоге пришёл к режиссуре.

Первый полнометражный фильм он задумал снять по повести популярного писателя Владимира Кунина «Местная анестезия».

Её главный герой — успешный военный хирург Герасим Васильевич Прыгунов, работающий в крупном московском госпитале.

Он давно овдовел, и самая большая радость в его жизни — сын Сергей. Парень отправляется на службу на погранзаставу в Средней Азии, но уже совсем скоро Герасим Васильевич получает трагическое известие — на заставу сошёл сель, и его сын погиб.

Приехав на место, в небольшой горный городок, Герасим принимает решение оставить работу в столице и осесть здесь. Он ведёт спокойную жизнь пенсионера, но как-то в городок приезжает цирк-шапито и во время представления воздушный гимнаст Дима Волков получает травму руки.

Из-за небрежности медсестры травма осложняется инфекцией, парню грозит ампутация, но местный врач узнаёт, что поблизости есть опытный хирург.

Герасима Васильевича просят помочь, он соглашается и постепенно снова втягивается в медицину, дело всей его жизни. А Дима, которому он сохраняет руку и практически самолично выхаживает, в какой-то мере заменяет ему сына.

Сценарий написал сам Владимир Кунин, причём изначально главную роль он писал под Николая Крючкова, с которым познакомился на съёмках предыдущего фильма по своему сценарию «Горожане» (1975).

Кстати, изначально дебютная лента Павла Чухрая называлась «Мой друг», но лишь в процессе съёмок приобрела название «Ты иногда вспоминай», что больше соответствует сюжету.

Роль Герасима Васильевича, как и планировалось, отдали Николаю Крючкову, а роль Волкова получил Лев Прыгунов.

В ролях сотрудников местной больницы Нина Агапова, Галина Комарова, Валентина Ананьина, Алевтина РумянцеваШавкат Газиев, Павел Винник, неустанно радеющего за дело доктора Назарова сыграл Сайдо Курбанов.

В маленькой роли Сергея, сына Герасима, — Александр Бордуков. И ещё отмечу два небольших женских образа. Девушку Димы, которая рассталась с ним незадолго до гастролей, сыграла Ирина Акулова, а в бессловесном роли жены Герасима, которая является ему в воспоминаниях, — Татьяна Паркина.

Бесспорно, доминирующей фигурой в фильме был Николай Крючков. Сам актёр предложение от начинающего режиссёра принял с удовольствием. И не только потому, что был знаком со сценаристом Куниным, но и потому, что симпатизировал герою:

«Замечательный человек этот Прыгунов, и я буду счастлив, если удастся воплотить и объяснить характер во всём его обаянии и сложности».

(Внимание: здесь Николай Крючков говорит именно о своём персонаже, полковнике медицинской службы Герасиме Васильевиче, а не о коллеге по площадке Льве Прыгунове).

А ещё в интервью Николай Крючков шутил, что только что отснялся в ленте «Семьдесят два градуса ниже нуля» (1977), где сыграл начальника санного поезда. Действие фильма происходит на Крайнем Севере, где группе пришлось провести не один месяц и где все бесконечно мёрзли.

Так что актёр охотно согласился теперь отправиться на съёмки в Среднюю Азию, где можно погреться.

В прокате «Ты иногда вспоминай» появился в начале 1978 года. Первый режиссёрский опыт Павла Чухрая не впечатлил киноведов, хотя первые отклики были лояльными.

При этом игру Николая Крючкова в очередной раз признали безупречной, ему снова удалось создать образ человека мудрого, опытного, пусть и неоднозначного, но вызывающего симпатию.

В журнале «Советский экран» о фильме написали:

«Получилась очень содержательная картина. Раздумья её создателей — это раздумья о бесплодности одиночества и долге самоотвержения, о безграничных возможностях души и непререкаемых правах молодости. О мудрых правах вечно продолжающейся жизни».

Кстати, Герасим Васильевич во время беседы с Волковым произнёс философскую фразу: «Человек сам виноват в своём одиночестве». А вы с ним согласны?

Оцените статью
Редкий фильм с Николаем Крючковым, единогласно названный неудачей
Боролся ли Рябинин за правду, когда не оплатил обед (или дело в чем-то другом)