Революционный фильм о бесстрашной юной бунтарке

Героическую драму «Татьянин день» создатели посвятили 50-летию революции, хоть и вышла чуть позже, в 1968.

У главной героини фильма был реальный прототип — молодая революционерка Елизаветы Пылаева, организовавшая в 1917 году в Петрограде Социалистический союз молодёжи,

из которого позже вырос комсомол.

В преддверии юбилея революции в стране снимали массу фильмов на эту тему. Включился в активную работу и режиссёр Исидор Анненский, опытнейший мастер и патриарх советского кино, который начал карьеру ещё тридцатые.

Сценарий написал журналист и драматург Николай Оттен, взяв за основу факты из биографии Пылаевой.

У авторов изначально была задумка не снимать автобиографический фильм, а передать с экрана зрителям дух героического времени, атмосферу слома эпох, яркой участницей которого и была Елизавета Пылаева.

Именно поэтому главная героиня получила другое имя — Татьяна Огнева. Ну а поскольку весь сюжет был связан с Татьяной, картину назвали «Татьянин день».

На главную роль Исидор Анненский утвердил Людмилу Максакову, актрису молодую, но зрителям уже запомнившуюся.

Для Максаковой это была уже четвертая работа в кино, хотя дебютировала она лишь тремя годами ранее, снявшись в непростой роли в драме «Жили-были старик со старухой».

Уже тогда актриса зарекомендовала себя как своенравная и резкая, но при этом умеющая быть живой и жизнерадостной.

Отчасти из-за характера самой Людмилы Максаковой, с одной стороны, ребячливого, с другой — дерзкого, так походившего на характер Лизы Пылаевой, режиссёр сделал выбор в её пользу.

Часть артистов перешла в новую ленту из предыдущей картина Анненского, мелодрамы «Первый троллейбус» (1963): недавние дебютанты Дальвин Щербаков и Валерий Погорельцев, Владимир Колокольцев, Виктор Борцов, Семён Морозов.

Небольшие роли получили Татьяна Панкова, Георгий Вицин и Алексей Грибов, в роли Свердлова (не в первый и не в последний раз) предстал Владимир Татосов.

Впервые появился тут перед зрителями 19-летний студент Школы-студии МХАТ Александр Мартынов.

Пару слов об исполнительнице роли графини Софьи Паниной.

Панина — реальная женщина, с которой связана часть революционной истории, и в ленту вошёл связанный с ней эпизод — трибунал, в ходе которого графиню судили за присвоение денег.

На такую глубокую сильную роль требовалась актриса заметная, привлекательная, характерная.

Выбор режиссёра пал на Нину Веселовскую, в кинематографии которой уже было два громких шлягера: экранизация романа Алексея Толстого «Хождение по мукам» (1957) и мелодрама «Друзья и годы» (1965).

Для Нины Веселовский, которую кинорежиссёры, похоже, недооценили, эта роль стала одной из лучших.

Съёмки фильма о революционном Петрограде проходили в павильонах московской киностудии имени Горького и Ленинграде шестидесятых.

Кинематографистам пришлось непросто, ведь спустя несколько десятилетий город выглядел совсем не так, как в начале века.

Для ряда эпизодов пришлось даже перекрывать улицы, но ради фильма к юбилею революции власти города дали разрешение.

Интересно, что знаменитый петербургский-ленинградский цирк Чинизелли, где по сюжету Таня Огнева с товарищами устраивает митинг-концерт, изобразило вовсе не историческое здание, а схожий по конструкции цирк Калининграда.

 Не нашла информации, почему киношники выбрали Калининград, но, возможно, ленинградский цирк был слишком посещаем и не мог выделить время для съёмок.

Сегодня «Татьянин день» смотрится, конечно, немного пафосным и тенденциозным. Это не лишает его своеобразного обаяния, и дух эпохи там действительно чувствуется, как того и хотели авторы.

Не уверена, что однозначно могу рекомендовать к просмотру, но картина определённо небезынтересна, да и встреча с прекрасными актёрами, даже снявшимися в эпизодах, — это всегда удовольствие.

Оцените статью
Революционный фильм о бесстрашной юной бунтарке
«Табор уходит в небо»: зачем Григориу метал молот и почему Лотяну плакал при монтаже