Режиссер Сергей Соловьев: «Мне глубоко чуждо то, что делает Владимир Меньшов»

Является ли народным режиссером Владимир Меньшов? С точки зрения любви зрителей к некоторым его кинокартинам – да, с точки зрения народного вкуса – сомнительно. На это еще в 1984 году обратил внимание коллега Владимира Валентиновича – режиссер Сергей Соловьев.

— Мне глубоко чуждо то, что делает Меньшов, — заявил автор фильмов «Сто дней после детства» и «Мелодии белой ночи», снявший позже еще с десяток фильмов, включая «Ассу» и «О любви».

Эти слова Сергея Соловьева относятся к заседанию худсовета по обсуждению фильма «Любовь и голуби», которые сильно критиковали чиновники и коллеги Меньшова.

Конечно, со временем слова Сергея Александровича заглушили восторженные возгласы зрителей, а позже и критиков. Но так ли неправ был Соловьев? Разберемся вместе, сравним фильмы Меньшова с тем же Соловьевым образца советских лет.

Фильмы Владимира Меньшова за исключением его замечательной киноленты «Москва слезам не верит» — это лубок, если говорить о кинокартине «Любовь и голуби», либо анекдот, если брать «Розыгрыш» или «Ширли-мырли». В этих фильмах показаны герои и ситуации, которые нравятся зрителю, но образы эти – собирательные.

— В этих фильмах режиссер как бы спекулирует на народных запросах. Хочешь красивую историю любви – вот она, хочешь каламбур – посмотри «Ширли-мырли». Да, это довольно талантливо, и, как ни странно, довольно поверхностно. Ведь нет таких деревень с таким подбором зрителей, как в фильме «Любовь и голуби». Это собирательный образ, сюжет, далекий от реальной жизни, — рассказывает киновед Ян Варь. – Для сравнения вспомните фильм Алексея Германа-старшего «Двадцать дней без войны», или его же ленту «Проверка на дорогах». Вот там – настоящий реализм.

Также для сравнения можно взять уже упомянутый фильм Сергея Соловьева «Мелодии белой ночи», где рассказана история любви. Рассказана поэтично, многослойно, но при этом, реалистично. Героям веришь, веришь, что они существуют. В сравнении с ними дядя Митя — персонаж народный, но выдуманный.

Или же фильм «Асса», где Сергей Соловьев показал запрос общества на перемены. В эти фильм буквально в каждом кадре ощущается неотвратимость перемен. А ведь сюжет фильма – обычная музыкально-криминальная драма.

Может быть, эту разницу и имел в виду Соловьев, когда говорил о чуждости творчества Владимира Меньшова себе и народу?

Оцените статью
Режиссер Сергей Соловьев: «Мне глубоко чуждо то, что делает Владимир Меньшов»
Двадцать одна тысяча советских рублей за «Афоню». Какие большие деньги зарабатывали в СССР, снимая советское кино