Режиссёр-актёр, его жена, сын и тёща. И все в одном фильме

К биографическому фильму о поэте Михаиле Лермонтове, представителе золотого века русской поэзии, Николай Бурляев шёл годами.

Потребовалось пять лет подготовки, три варианта сценария, тонны литературы и десятки консультаций с филологами, историками, биографами.

Результатом работы стал красивый костюмный фильм «Лермонтов» (1986), но, к сожалению, многих он разочаровал.

Николай Бурляев к 30 годам был уже очень известным и опытным актёром, ведь сниматься он начал ещё дошкольником, и после роли в драме Андрея Тарковского «Иваново детство» (1962) стал маленькой кинознаменитостью. Набравшись актёрского опыта (и, возможно, глядя на жену, актрису и режиссёра Наталью Бондарчук), Николай Бурляев решил попробовать себя в новых ипостасях: в «Лермонтове» он впервые выступил как сценарист и режиссёр. И сыграл главную роль — Михаила Лермонтова. А ещё Николай появился в кадре и в роли Н. В. Гоголя, то есть на самом деле сыграл в собственном режиссёрском дебюте две роли.

Сама лента посвящена жизни поэта от рождения до последней минуты. В ней много поэзии, она наполнена персонажами в том числе героями разных возрастов. Главного героя сыграли три актёра: взрослого поэта — режиссёр, поэта-подростка — Иван Бурляев, 10-летний сын Николая, а совсем маленького Мишу — трёхлетний москвич Вова Файбышев. С поиском актёра-малыша возник курьёз.

Киностудия «Мосфильм» объявила, что для съёмок нужен темноволосый темноглазый мальчик двух-трёх лет, и на студию потянулись толпы мам, пап, бабушек и дедушек с малышами от года до семи, причём ребят приводили и светленьких с голубыми глазами. Некоторые приводили даже девочек — так родственникам хотелось сделать из наследников кинозвезду.

И казалось, что среди тысяч детей невозможно найти идеального. Но Николай Бурляев честно отсмотрел всех и выбор пал на большеглазого Вову. На пробах мальчик не терялся перед камерой и не капризничал, и в итоге именно он получил роль. Но больше он в кино не снимался.

А вот Ивана Бурляева на роль утвердили быстро. И за внешнее сходство с Лермонтовым, и за очевидное сходство с отцом. Иван уже имел опыт работы на съёмочной площадке: он снимался в фильмах, поставленных матерью Натальей Бондарчук. Немаловажным было и то, что Ваня обожал лермонтовскую поэзию и мог нескончаемо цитировать и стихи. В процессе создания сценария Николай Бурляев часто зачитывал сыну отдельные сцены, рассказывал ему о жизни поэта и даже советовался. Поэтому другого исполнителя тут не могло и быть.

Жена режиссёра Наталья Бондарчук получила роль матери Лермонтова. Позднее его критиковали за этот выбор (впрочем, критики вообще без восторгов отнеслись к «семейному подряду» в этой ленте). Литературовед, специалист по творчеству и биографии Лермонтова Алла Марченко дала жёсткую и язвительную характеристику актрисе:

«Наталья Бондарчук (Мария Михайловна, маменька) старательно изображает страдание — увы, только душевно: представить в жанре движущейся живой картины, в роли без слов, умирающую от чахотки юную хрупкую женщину актрисе с внешностью и статью матроны не так-то просто даже при наличии дара и обаяния».

Роль влиятельной бабушки поэта режиссёр отдал Инне Макаровой, матери Натальи Бондарчук и своей тёще. Обе роли были бессловесными, второстепенными, скорей декоративными, но обе почему-то вызывали раздражение.

В образе отца Михаила Лермонтова предстал Борис Плотников, он же мелькнул в паре сцен в образе Александра Сергеевича Пушкина.

Возлюбленную Лермонтова Варвару Лопухину сыграла Галина Беляева. Её же, но девочкой из воспоминаний поэта, изобразила Катя Лычёва. Девочка тоже с кино была знакома: она уже работала на прежних картинах Натальи Бондарчук.

Пройдёт совсем мало времени и имя Кати Лычёвой прогремит не только по всему СССР, но и по миру. Правда, прославит её совсем не актёрский талант.

На роль друга-врага Николая Мартынова рассматривались Андрей Руденский и Юрий Мороз, но утвердили Мороза. Также в фильме снялись Дмитрий Золотухин и Андрей Подошьян, прибалтийские артисты Альгимантас Масюлис, Улдис Лиелдиджс и Юрис Стренга. В эпизодах появились Татьяна Пилецкая, Ольга Кабо, Глеб Плаксин, Евгений Дворжецкий, Георгий Мартиросян.

На роль царя Николая Первого режиссёр пригласил танцовщика Мариса Лиепу, ещё одного хорошего знакомого и коллегу по площадку: Лиепа и его дочь Илзе снимались в дилогии о Бемби, поставленой Натальей Бондарчук. Илзе тоже получила роль в «Лермонтове» — она сыграла красавицу-фрейлину, знакомую поэта Марию Соломирскую.

Факт, который мне показался забавным: Марис Лиепа, по фильму сам император (!), ставил тут все танцы.

Готовясь к работе, Николай Бурляев объехал немало мест в поисках натуры и общался с сотням людей, начиная от обычных экскурсоводов музеев, посвящённых Лермонтову, прежде всего а Тарханах, и заканчивая ведущими литературоведами. Пришлось попутешествовать по стране и съёмочной группе:

кинематографисты работали в Москве и Ленинграде, в Тарханах и на Кавказе. Много сцен сняли в подмосковной усадьбе Середниково, тесной связанной с именем Лермонтова.

Некоторым исполнителям, особенно самому Николая Бурляеву и Юрию Морозу, понадобилось пройти особую подготовку, ведь Михаил Лермонтов и Николай Мартынов были сильнейшими саблистами юнкерской школы.

Три месяца актёры тренировались фехтовать под руководством каскадёра и постановщика трюков Бимболата Кумалагова.

Результаты были впечатляющими: оба артиста после этого могли сражаться не бутафорскими, а настоящими саблями.

Не меньше внимания уделили и джигитовке, поскольку в кадре есть много сцен с лошадьми. Здесь помощь оказали представители знаменитой цирковой династии Ирбек и Мухтарбек Кантемировы, также принявшие участие в постановке трюков. Мужчины, снимавшиеся в ленте, прошли у них стажировку, а Николай Бурляев прозанимался несколько месяцев, так как читал, что всё в кадре должно быть предельно достоверно и ни о каких каскадёрах речи быть не может. Ирбек Кантемиров учеником был доволен. Во время съёмок он так характеризовал подопечного:

«Во-первых, Николай не впервые сел в седло. Но в фильме он должен выглядеть настоящим кавалеристом, великолепно владеющим джигитовкой. Ведь Михаил Юрьевич был лучшим наездником юнкерской школы. И нам всем будет стыдно, если Лермонтов не будет «выглядеть». Что я могу сказать о Бурляеве-кавалеристе? Делает успехи. Научился лихо вскакивать в седло, преодолевает высокий забор. Не щадит себя на тренировках. Ещё несколько уроков и… Хотя я предлагал ему дублёров».

Фильм «Лермонтове», режиссёрский дебют Николая Бурляева, вышел в начале 1986 года. Мнения о нём были разнородными, но в целом киноведы держались холодно. Одной из главных претензий было чрезмерно вольное обращение с датами и фактами, которыми режиссёр распоряжался по своему усмотрению, порой пренебрегая реальной историей. Кроме того, сложно было вместить пусть и короткую, но невероятно наполненную событиями жизнь Михаила Юрьевича Лермонтова в одну серию, так что многими эпизодами, в том числе и важными, пришлось пожертвовать.

Не всем пришлась по вкусу и сама концепция постановки, в которой явно видны творческие и философские отсылки к фильмам Андрея Тарковского.

При этом работу оператора Олега Мартынова большинство отметило как замечательную (и трудно с этим не согласиться). Не меньший вклад в создание эффектной картинки внесли и костюмеры: костюмы, как мужские, так и женские, по-настоящему великолепны и достойны отдельных похвал.

Рассуждая о картине, Алла Марченко, о которой речь шла выше, вспомнила давнюю цитату Корнея Чуковского и соотнесла её с фильмом. А звучала цитата так: «Было похоже, что симфонию Бетховена пытается сыграть на барабане дикарь».

А вы видели эту биографию Лермонтова? Таким ли вы представляли себе поэта? И да, вы помните, почему стала знаменитой Катя Лычёва?

Оцените статью
Режиссёр-актёр, его жена, сын и тёща. И все в одном фильме
Леонид Куравлёв: «Легче всего работать с бездарными режиссёрами. Они ничего от тебя не требуют»