Режиссёр Франко Дзеффирелли и его Джульетта. Как состоялся творческий дуэт двух талантов?

Два года назад в возрасте 96 лет ушёл из жизни великий режиссер Франко Дзеффирелли, снявший лучшую киноверсию шекспировской трагедии «Ромео и Джульетта».

Но творческий тандем режиссёра и его Джульетты (Оливии Хасси), зародившийся во время съёмок знаменитой картины, получил своё развитие и после её выхода на экраны.

Та гармония в отношениях, которую почувствовали оба на съёмочной площадке, позволила двум талантам сойтись снова на съёмочной площадке и навсегда сохранить самые тёплые отношения.

Режиссёр

Дзеффирелли дебютировал как кинорежиссёр в 1957 году с комедией «Кемпинг». В 1965 снял фильм «Богема».

Затем, получив положительную оценку критиков и зрителей своей экранизации комедии Шекспира «Укрощение строптивой» (1967) — с Элизабет Тейлор и Ричардом Бертоном в главных ролях, решил вновь обратиться к шекспировской тематике. И через год миру предстала самая успешная экранизация пьесы классика «Ромео и Джульетта».

Его актриса

Когда известный исполнитель аргентинского танго и оперный певец Андреас Осуна бросил семью, семилетняя Оливия с матерью и младшим братом уехала из Аргентины в Англию.

Здесь девочка, мечтавшая стать актрисой, благодаря своей находчивости и детской непосредственности, смогла поступить в одну из дорогих английских театральных школ.

Во время учёбы она начала работать моделью и сниматься в эпизодах фильмов.

Сначала была крошечная роль в фильме «Cup Fever», где она сыграла болельщицу футбольной команды Манчестер Юнайтед. Потом была роль в фильме Делмэра Дэйвса «The Battle of the Villa Fiorita».

Когда в театральной школе, где училась Оливия, объявили о начале проб к новому телевизионному спецпроекту (позже он станет самостоятельным кинопроизведением с подачи кампании «Paramount»), девочка в числе других слушательниц школы отправилась попробовать свои силы.

И, посмотрев в одном только Лондоне более 800 девочек, Дзеффирелли остановил своё внимание на ней. Понаблюдал за её игрой в театре.

Затем дал преподавателя по сценической речи для отработки английского произношения и велел готовить новую сцену для просмотра.

Путь навстречу

Но диалог на балконе не впечатлил мэтра, не хватало страсти. Оливия была несколько скованна — её природная стеснительность давала о себе знать.

Тогда режиссёр спросил, какая сцена из пьесы ей нравится больше всего и просил подготовить к следующему просмотру именно её. А

ктриса выбрала длинный монолог Джульетты, который та произносит, перед тем как выпить зелье (во время съёмок его сократили до одной реплики).

Режиссёр вернулся в город вместе с представителями кинокампании «Paramount». Именно перед ними должна была показать Оливия своё видение любимого эпизода. Это была кинопроба.

Так 15-летняя Оливия Хасси была утверждена на роль и отправилась в Италию на съёмки.

А сцену с принятием зелья, которой актриса очаровала комиссию на кинопробах, пришлось максимально сократить по одной причине…

Как потом объяснил Оливии Франко Дзеффирелли, она могла перетянуть на себя всё внимание зрителей, сместить все акценты, и фильм получился бы только о Джульетте — настолько впечатляюще выразила актриса свои эмоции в том фрагменте.

(Возможно, плёнка с записью всё ещё пылится где-нибудь в архивах киностудии. Увидеть бы!)

Единый порыв

Дзеффирелли сказал, что хочет сделать фильм на века, что он не должен «потеряться во времени», а должен быть интересен людям и «через 50 лет».

И он творил свой шедевр, создав вокруг себя большую дружную семью, которая получала удовольствие от процесса, черпала вдохновение в нём, доходила до совершенства в раскрытии таланта.

И он полностью доверился искусству импровизации юной Оливии, даже не пытаясь пересказывать девушке своё видение и понимание образа. Велел ей просто быть собой, представляя, что в её юное сердце ворвалась любовь.

И она ворвалась.

Рассказывая в интервью о своих впечатлениях от работы с великим маэстро, Оливия Хасси называла съёмочный процесс блаженством.

И это при том, что, по её словам, с Дзеффирелли было очень трудно работать, потому что он выжимал из артиста всё. Но каждому было понятно, почему он проявлял такую жёсткость — «чтобы сделать всё как можно лучше».

Оливия отмечала свою невероятную способность понимать учителя: она по глазам читала его желания и идеи во время съёмок, снимала с уст задуманные образы.

А он очень мало давал ей указаний, потому что видел в игре актрисы идеальное воплощение собственных замыслов.

Когда однажды много лет спустя Дзеффирелли спросили, был ли он когда-либо влюблён в женщину, режиссёр ответил: «Да, однажды, в Оливию Хасси, когда мы вместе работали на съёмках „Ромео и Джульетты“».

После…

Но «всё время» уложилось в один-единственный совместный проект. Когда спустя десять лет Франко Дзеффирелли собрался ставить по заказу Ватикана телевизионный мини-сериал на библейскую тему, он пригласил Оливию на роль Девы Марии. (По мнениям признанных библеистов, фильм стал наиболее цельной экранизацией Нового Завета).

Оливия Хасси, Леонард Уайтинг и другие актёры знаменитой шекспировской экранизации Дзеффирелли вместе отмечали юбилеи дорогого сердцу фильма, часто навещали своего мэтра в Риме на протяжении его долгой жизни и потом горячо оплакивали уход.

Для многих, кто прошёл через актёрскую мастерскую великого режиссёра и сценариста он остался первым и главным учителем.

Оливия счастлива, что в её жизни есть три любимые роли — Джульетты, Девы Марии и Матери Терезы. (Она просила своего Маэстро снять её в образе Матери Терезы, но ему было уже не по силам ехать в Индию. Картину снял Фабрицио Коста).

Даже если бы не было остальных, ради этих трёх уже стоило посвятить свою жизнь кино.

Спасибо всем поклонникам знаменитого режиссёра за внимание к тексту!

Оцените статью
Режиссёр Франко Дзеффирелли и его Джульетта. Как состоялся творческий дуэт двух талантов?
Почему на ОРТ закрыли передачу «Белый попугай», и другие факты об этой передаче