— Вы мужчина или женщина?
— Какая разница, товарищ…
Фильм Владимира Бортко «Собачье сердце» уже давно разобран на цитаты. Исполнители главных ролей восхищают своей игрой. Но и эпизодники не отстают.
Чего только стоит сцена визита к профессору членов домового комитета во главе с председателем домкома Швондером.
Конечно, Швондер в исполнения Романа Карцева просто гениален. Но я хотела бы отметить и другого персонажа из этой компании — члена домкома Вяземскую.
Роль исполнила 32-летняя ленинградская актриса Наталья Фоменко. Всего несколько секунд её диалога с профессором, но как всё точно сыграно!
В каждой мелочи: в позе, во взгляде, в движениях. Конечно, в этом огромная заслуга режиссера, но и актриса была очень хороша, даже несмотря на то, что и говорила «чужим голосом».
Вы удивитесь, но у заслуженной артистки России Натальи Фоменко кинокарьера так и не сложилась. Сегодня в фильмографии 66-летней актрисы всего пятнадцать киноролей второго плана.
А если отбросить современные сериалы, где она также снималась лишь в эпизодах, то останется вообще только семь фильмов, среди которых роль Вяземской в «Собачьем сердце», безусловно, лучшая в её кинокарьере.
Наталья Фоменко родилась в 1956 году в небольшом поселке Бзагаш Красноярского края. В 1979 году получила диплом Ленинградского института театра, музыки и кинематографии.
Затем по распределению уехал работать в Томский ТЮЗ. Через три года вернулась в Ленинград по приглашению худрука Ленинградского Молодежного театра.
А еще через год она стала выступать на сцене Ленинградского Малого драматического театра, где служит и по сей день.
Свою первую роль в кино она получила в 1979 году. В фильме «Семейный круг» 22-летняя актриса сыграла роль девушки главного героя – лаборантку Алену
Потом почти десять лет она не получила приглашений, хотя регулярно участвовала в пробах.
В 1988 году Наталья получила роль врача скорой помощи и подруги главной героини в фильме «Будни и праздники Серафимы Глюкиной».
Именно на этих съемках её приглядел Бортко и после проб на роль Вяземской утвердил в свой фильм.
Потом, до 1991 года, она снялась еще в трех фильмах, а затем, до начала двухтысячных, кинорежиссеры о ней забыли. Как, впрочем, и о многих других киноактёрах.
С моей точки зрения, актриса сильно недооценена в кинематографе. Конечно, в значительное мере виноват в этом упадок отечественного кино в девяностых, на которые пришлись её лучшие годы. Но и невезение с кинорежиссерами тоже имеет место.