«Романс о влюбленных» сняли через 10 лет после «Шербурских зонтиков». Какой фильм сильнее

Обе картины тронули сердца зрителей, но какую из них хочется пересматривать снова и снова?

В истории кинематографа есть много великих картин о несчастной любви. И особое место в них занимают две ленты — французские «Шербурские зонтики» и советский «Романс о влюбленных». Разница между этими фильмами составила 10 лет, но многие зрители сравнивали их и считали «Романс о влюбленных» нашим ответом «Шербурским зонтикам». Разбираемся, какой из них оказался сильнее, по мнению зрителей.

«Шербурские зонтики»: история несчастной любви в песнях и ярких цветах

«Шербурские зонтики» вышел на экраны в 1964 году и сначала вызвал недоумение. Вместо традиционных диалогов между персонажами зрители слышат только песни. В фильме нет ни одного обычного разговора: даже короткие предложения произносятся нараспев.

Сюжет фильма Жака Деми бесхитростно прост. Юная продавщица Женевьева Эмери, которую сыграла молодая Катрин Денев, влюбляется в механика Гийома Фуше в исполнении Нино Кастельнуово. Они клянутся друг другу в вечной любви и верности. Неожиданно Гийома призывают на войну в Алжире. Пара трогательно прощается на перроне, с первого дня разлуки они пишут друг другу нежные письма.

Но вскоре Гийом все реже отправляет послания своей возлюбленной, а она узнает, что беременна от него. Теперь Женевьеве больше не приходят его письма. Она думает, что любимый бросил ее, а на самом деле он с ранением лежит в госпитале.

Беременность девушки становится заметнее с каждым днем, под давлением мамы она выходит замуж за состоятельного поклонника постарше и рожает от него дочь. Казалось, она забыла о своей первой любви. У нее есть муж и ребенок, а их дом — полная чаша.

Через несколько лет Гийом возвращается с войны и бежит в магазин, где работала Женевьева. Но помещение оказывается пустым, а Гийому сообщают, что она вышла замуж и стала мамой. Он впадает в депрессию, а через несколько месяцев женится на другой девушке.

Проходит еще 4 года, и судьба вновь сталкивает Женевьеву и Гийома. Она — за рулем подаренной мужем машины, рядом с ней маленькая дочь. Он — владелец заправочной станции, к которой и подъехала Женевьева. Она спрашивает бывшего возлюбленного, счастлив ли он сейчас, а он уверенно отвечает: «Да, счастлив». Гийом отказался посмотреть на дочь, которая удивительно похожа на него, о чем Женевьева ему сказала.

Она с малышкой уехала, а в следующую минуту к Гийому пришла жена Мадлен и маленький сын. В финальной сцене он обнимает их и целует и словно забывает о том, что только что видел ту, которой клялся в вечной любви.

«Шербурские зонтики» назван изданием The Guardian «одним из самых известных неголливудских мюзиклов всех времён». Фильм имел невероятный успех во Франции и во всем мире, мгновенно став классикой и представив Катрин Денёв более широкой аудитории.

Он был номинирован на несколько премий Американской киноакадемии, в том числе за лучший иностранный фильм, лучшую песню, лучший саундтрек и лучший оригинальный сценарий, а также получил три награды на Каннском кинофестивале 1964 года, включая Золотую пальмовую ветвь.

«Романс о влюбленных»: похожий сюжет

Советские зрители увидели фильм «Романс о влюбленных» в 1974 году, спустя 10 лет после выхода «Шербурских зонтиков». Все, кто смотрели французскую драму-мюзикл, сразу сравнили с ней картину Кончаловского. Уж слишком похож сюжет.

Таня и Сергей влюблены друг в друга до беспамятства. Оба молоды и впервые испытывают такие сильные чувства и эйфорию. Сергей уходит в армию и служит в морской пехоте. Его часть направляют на помощь жителям во время моретрясения. Таня получает письмо, в котором сообщается о гибели Сергея.

Она переживает настоящую трагедию и все больше погружается в отчаяние. Но в ее жизни появляется давний друг, который вскоре предлагает ей руку и сердце. Таня становится его женой.

Тем временем оказывается, что Сергей жив и прошел лечение в госпитале. Он вернулся домой и узнал, что его любимая вышла замуж. Сергей знакомится с ее мужем, а потом зовет с собой Таню. Но она отказывается, а Сергей в глубоком потрясении уходит от нее. Он потерял любовь и умирает, но не физически, а эмоционально.

А дальше Сергей живет словно робот, но позднее обращает внимание на сотрудницу столовой. Недолго думая, он строит семью с ней, а вскоре у них рождается дочь. Жизни Сергея и Тани идут своим чередом, но их пути давно и навсегда разошлись.

Почему «Шербурские зонтики» проиграли «Романсу о влюбленных»

Французский мюзикл, несомненно, навсегда останется в списке самых популярных кинокартин XX века. Актерская игра, сочные цвета, в которые окрашены все декорации, трогательная и лирическая музыка Мишеля Леграна, оперная стилистика — все это составляющие успеха фильма.

Но, сравнивая «Шербурские зонтики» и «Романс о влюбленных», большинство зрителей отдают победу именно ленте Андрея Кончаловского. И дело вовсе не в патриотизме, а в том, какие эмоции вызывает его драма.

Кончаловский признавался, что после прочтения сценария не имел ни малейшего представления о том, как его визуализировать. Но режиссер справился с этой задачей превосходно.

Если у Жака Деми картина получилась красивой — благодаря ли актерам или ярким декорациям, то у Кончаловского каждый кадр пронизан эмоциями и эстетикой. Будь то крупный план главной героини в исполнении молодой Елены Кореневой или озаренная солнцем лужайка — всё буквально говорит со зрителем. Даже очень короткая сцена прощания Тани и Сергея, когда он после свидания привез ее домой, передает весь накал их чувств.

Режиссер масштабно показал не только любовную, но и героическую линию. Зрители видят, чем оборачивается для Сергея служба в армии. И эта часть лишь усиливает глубину картины.

Кончаловский виртуозно использует черно-белый прием, когда Сергей переживает символическую гибель из-за потери любви. Его жизнь становится бесцветной, хоть он и женится и становится отцом.

И лишь в конце фильма картинка снова становится цветной — ровно в тот момент, когда Сергей осознает, что благодарен своей жене и возвращается к полноценному ощущению жизни. Он снова чувствует, он разглядывает свои руки, трогает свое лицо, он снова любит.

Отдельного внимания заслуживает музыка в «Романсе о влюбленных», написанная Александром Градским. Каждая песня и композиция из фильма проникает в душу зрителям.

«Как раз сейчас смотрю Шербурские зонтики. Ощущение пластмассовой жизни, все чувства упакованы. Герои напоминают роботов. Я выросла на фильме „Романс о влюблённых“. Насколько наш фильм живой и глубокий, искренний в высоком смысле»«Зонтики» в сравнении с «Романсом» — это кукла и живой человек»«Романс о влюбленных» — фильм мирового уровня. Какие актёры,  музыка,  исполнители. После просмотра остаётся  послевкусие и ощущение настоящей любви»

Фильм «Шербурские зонтики», хоть и рассказывает о любовной драме, снят в более легкой манере. Из-за нестандартного музыкального приема возникает ощущение, что герои и расстаются беззаботно — припеваючи. Глядя французский мюзикл, зрители словно не воспринимают всю боль главных персонажей.

А «Романс о влюбленных» вовлекает с первых секунд и держит до финальных титров. Зрители попадают в настоящий водоворот эмоций, проживая все мгновения счастья и слезы вместе с Таней и Сергеем.

Оцените статью
«Романс о влюбленных» сняли через 10 лет после «Шербурских зонтиков». Какой фильм сильнее
Жена Шурика — такая ли она разная во сне и реальности (и почему мне не дают покоя фотографии на стенах)