В основе драмы — повесть «Человек с аккордеоном» Анатолия Макарова, написанная ещё в начале семидесятых.
Публикация повести в журнале «Юность» принесла писателю множество лестных отзывов: произведение назвали тёплым, добрым и искренним.
И именно к этой повести о фронтовике, распрощавшемся с карьерой артиста оперетты и нашедшего себя в новом качестве, приглянулась начинающему режиссёру Николаю Досталю.
Тема фронтовиков тогда была актуальна: в 1984 году, когда снималась драма, страна готовилась отмечать 40-летие Победы, так что выбор молодого кинематографиста был действительно удачным.
Для Николая лента стала дебютом в большом кино: у него в активе была единственная короткометражка, полнометражных картин он ещё не снимал.
Переложил повесть для кино опытнейший драматург Александр Бородянский, с которым Досталь познакомился во время работы над короткометражкой.
Повесть Бородянскому понравилась, он с охотой взялся сделать из ней сценарий, и довольно скоро на киностудии «Мосфильм» сценарий утвердили, а фильм поставили в план.
В центре сюжета был вернувшийся с фронта актёр театра оперетты Дмитрий Громцев. Он мечтает вернуться на сцену, но из-за ранения не может продолжать карьеру.
Тогда Дмитрий поступает в финансовый институт, где по настоятельной просьбе Савелия Михайловича, одного из сотрудников, примыкает к институтской самодеятельности в качестве аккордеониста и солиста.
Но у Савелия Михайловича есть и корыстный интерес: он по достоинству оценил талант Громцева и водит его по свадьбам и торжествам, где тот аккомпанирует.
Для Дмитрия это неплохой приработок, но постепенно ему начинает казаться, что он разменивается по мелочам. В итоге он отказывается от выступлений на стороне, но соглашается на последний «домашний концерт»:
ему предстоит выступить на свадьбе сына известного гомеопата. И эта свадьба разобьёт Дмитрию сердце.
Финальная часть истории переносит зрителей в восьмидесятые, где Дмитрий Громцев — состоявший человек, бухгалтер на заводе, счастливый муж, отец и дед.
И в День Победы он вновь дарит свой талант людям, с которыми плечом к плечу защищал Родину несколько десятилетий назад.
На такую объёмную роль, охватывающую внушительный временной промежуток, Николаю Досталю нужен был артист-универсал.
Исполнителю роли Дмитрий Громцева нужно было сначала предстать на экране молодым человеком, а потом — уже ветераном в возрасте.
Кроме того, артист должен был обладать вокальным даром, чтобы исполнять песни. Попробовав нескольких кандидатов, режиссёр решил пригласить Валерия Золотухина. И это оказалось 100-процентное попадание:
Золотухин не просто сыграл роль Громцева, а стал Громцевым изнутри.
Хотя, признаться, немного непривычно видеть актёра со светлой шевелюрой, с которой он появился в картине.
А ещё своим присутствием ленту украсили Людмила Иванова и Ирина Алфёрова, Евгений Евстигнеев и Владимир Сошальский, Михаил Пуговкин и Станислав Садальский, Сергей Колесников и Валерий Хлевинский.
В небольших ролях появились Ирина Шмелёва, Янина Лисовская и Николай Аверюшкин, пару лет назад что сверкнувший в образе ударника Жоры в музыкальной ленте «Мы из джаза» (1983).
Ну и нельзя не отметить ещё одну «героиню» — Москву, в которой живут герои.
Николая Досталю удалось создать обстановку послевоенных лет, и это отмечали все зрители: симпатичные дворики, где люди играют в домино и лото, гремящие трамваи, шепелявый репродуктор в комнате.
Это была та самая атмосфера, когда люди ещё остро ощущали боль от военных потерь, когда быт был тяжёл и неустроен, но повсюду царил дух счастливого единения, который помог выиграть войну, а теперь давал надежду на мирное счастье.
Отдельно отмечу пару любопытнейших деталей, появившиеся в фильме благодаря авторам.
Как-то Дмитрий слушает по радио постановку «Свадьбе в Малиновке» и в тот момент, когда Яшка-артиллерист и Горпина Дормидонтовна пускаются в пляс, тоже начинает танцевать, вспоминая артистическое прошлое.
В этот момент в комнату заглядывает Михаил Пуговкин, играющий соседа Громцева. Он же сыграл Яшку-артиллерист в фильме «Свадьбе в Малиновке» 1967 года.
Когда Громцев приходит к гомеопату, чтобы сыграть на свадьбе его сына, врач, утомлённый джазовыми композициями, которые предпочитает молодые гости праздника, просит наконец Дмитрия взять аккордеон, уверяя, что от джаза у него идёт кругом голова.
Гомеопата сыграл Евгений Евстигнеев, который в фильме «Мы из джаза» предстал заядлым поклонником этого музыкального направления.
А Ирина Алфёрова несколько раз появляется в кадре с ракеткой для большого тенниса. Этим же спортом увлекалась её героиня Ольга Винтер в детективе «ТАСС уполномочен заявить…» (1984).
Фильм «Человек с аккордеоном» вышел осенью 1985 года. В отличие от повести он окончился счастливым финалом.
В книге Анатолия Макарова Дмитрия Громцева война всё-таки добила спустя двадцать лет после возвращения с фронта: после фееричного выступления с опереточным каскадом на арздничном верече на заводе, где он уже много лет трудился бухгалтером, он умирает.
На экране Дмитрий Громцев остаётся жив и экспромтом выступает на концерте в летнем парке, и весь партер застывает, слушая его голос и музыку.
Ну а в заключение напомню, что Валерию Золотухину в середине восьмидесятых было чуть за 40. Но он одинаково хорошо смотрелся и как 25-летний, и как 60-летний.