Разбирая фильм Динары Асановой «Жена ушла» (1979), я вспомнила о первом фильме этого режиссёра — о странном «Рудольфио» (1969), снятом по одноимённому рассказу Валентина Распутина.
Точнее, странен не сам фильм, а его героиня – латышская девушка Ио (Елена Наумкина), хорошенькая старшеклассница, придумавшая себе любовь, потому что, как по классике: «Пришла пора, она влюбилась».
Вообще, проза Валентина Распутина интересна тем, что она кажется понятной и простой – на первый взгляд, а потом она оказывается многослойной и буквально «взpывающей» подсознание.
Таков и «Рудольфио», написанный в 1965 году. Десятилетие романтики, поощрение чувств – и это на фоне технократической эпохи. Удивительная и манящая атмосфера, светлые горизонты.
Короткометражка Динары Асановой, в отличие от рассказа, наполненного деталями, настроенческая – масса ощущений, а детали – опущены. Вместе с тем, канва полностью сохранена.
Шестнадцатилетняя девчонка Ио полагает, что влюблена во взрослого мужчину Рудольфа и… начинает его буквально преследовать. Собственно, тема любовного преследования крепко разработана в Голливуде, но там всё это – триллер, переходящий в хоррор.
А здесь – полупрозрачная, тонкая мелодрама о чудной юнице, привязавшейся к человеку. Именно к человеку, а не к мужику. В этой любви-мечте нет ни грамма грубой чувственности. Лишь томящее одиночество и желание быть рядом.
У странненькой Ио нет подруг, да и в своей семье она словно бы чужая. Она — литературная девочка-веточка 1960-х с характерными грёзами. Неслучайно ей так откликнулся «Маленький Принц» Антуана де Сент-Экзюпери.
Этот момент есть в рассказе, но почему-то его нет в короткометражке. История Маленького Принца – настоящий манифест шестидесятников, наряду с книгами Эрнеста Хемингуэя.
Да, Рудольфа, грёзу Ио сыграл Юрий Визбор, один из символов романтики 1960-х. Играет он, по факту, самого себя, а не героя из рассказа. Ио выясняет, где живёт Рудольф, звонит ему, иной раз в неурочное и – неприличное время. Достаёт разговорами.
Заявляется в гости. Дабы подчеркнуть слияние душ, придумывает их «паре» имя Рудольфио = Рудольф + Ио. Это невероятно утомительно, да и не нужно. Рудольф пытается уговаривать Ио …свалить в закат, ибо всё, что она делает – нелепо и нелогично.
Та привязывается всё сильнее. Ревнует, ненавидит жену Рудольфа, спрашивает: «Зачем ты так рано женился?» В финале уставший от фантазий, мужчина приглашает Ио, чтобы серьёзно и – окончательно поговорить.
Мол, ты ведёшь себя, как махровая эгоистка. Девушка выслушивает, уходит и – пропадает из поля зрения Рудольфа (в рассказе – по-другому обставлено, но сути это не меняет). И тут возникает …пустота.
Вот так часто бывает – хочешь от кого-то отвязаться, а когда он (она) исчезает, чувствуешь: чего-то не хватает, что-то пропало. Получается, что нам зачем-то нужен тот преследователь, если, он, конечно, не переходит рамки Уголовного Кодекса.