В феврале 1963 года на экраны страны вышла легендарная советская кинокомедия «Королева бензоколонки».
Об этом фильме уже написано так много, что любое упоминание о забавных фактах его создания (а их было немало!) будет в той или иной мере повторением уже опубликованных ранее историй. Но я расскажу о том, как создавался сценарий, и уверен, что многие об этом прочтут впервые.
В 1987 году в Киеве на творческом вечере, посвящённом 80-летию советского писателя и драматурга Петра Александровича Лубенского, сам юбиляр рассказал гостям историю написания сценария, заказ на который он получил от своего руководства в 1959 году, будучи штатным сценаристом киевской киностудии имени Довженко.
В конце 50-х и в начале 60-х годов в советском обществе наблюдался небывалый духовный подъём, особенно среди молодёжи.
Этому способствовали великие события, происходящие в стране: первый советский спутник, а позже полет Юрия Гагарина, первая антарктическая станция, первый в мире реактивный пассажирский самолёт, первый атомный ледокол и ещё многое-многое другое, чем Советский Союз удивил весь мир всего через несколько лет после разрушительной войны.
Почти все советские юноши и девушки тех лет стремились непременно стать если не космонавтами, то знаменитыми артистами, учёными или, на худой конец, как мечтала героиня фильма, хотя бы стюардессой на реактивном лайнере или танцовщицей балета на льду.
Нужна была агитационная картина, которая в хорошем смысле слова опустила бы таких молодых людей на землю, подсказав им, что и в обычной жизни можно найти своё призвание. Таким должен был быть главный посыл будущей кинокомедии, когда сценарист Пётр Лубенский приступил к написанию сценария.
Не уходя от главной идеи, сценарист решил наполнить будущий фильм ещё и сатирическими эпизодами, что позже очень не понравилось чиновникам.
Пётр Александрович рассказал, что сценарий трижды возвращали на доработку. В итоге он вынужден был убрать многие сатирические колкости, но кое-что ему всё же удалось сохранить. Например, смешной эпизод со священником, который любил выпить.
Молодое поколение, наверное, удивится, но в те годы допускалось управление автомобилем в нетрезвом состоянии. Конечно же, это осуждалось в обществе, но законом не запрещалось. Поэтому многие, даже профессиональные шоферы, любили выпить во время работы, что нередко приводило к ДТП.
Чтобы как-то ограничить подобные риски, во всех придорожных кафе и буфетах, которые в то время работали почти на каждой АЗС, был введен регламент на продажу в разлив спиртных напитков в ограниченной норме не более 100 грамм.
Кто-то, видно, посчитал, что такая доза не помешает водителю управлять автомобилем. Но этот закон можно было легко обойти, заказав в буфете, например, два раза по 100 грамм. Или даже три и больше.
Все понимали бесполезность этого формального правила, тем не менее буфетчики его строго выполняли. И вот Лубенский решил пошутить над абсурдностью подобного ограничения.
Но, понимая, что над законами шутить нельзя, он обыграл это так, будто посмеялся не над глупым правилом, а над персонажем — неким священником-выпивохой, который был пассажиром автобуса.
Возможно поэтому шутка прошла строгий худсовет, так как в те годы насмешки над представителями религии только приветствовались. Так в фильме появился забавный эпизод, который многим запомнился знаменитой фразой: «Два по сто и в одну посуду».
Когда Лубенский уже написал первый вариант сценария и собирался его отправить в редколлегию, друзья пригласили его на рыбалку. Они поехали рыбачить на небольшую речку в сельскую местность недалеко от Житомира, где с трудом перебрались на другой берег реки через полуразрушенный мост. При этом по обе стороны этой живописной речки стояли вполне себе благоустроенные сёла.
Когда Лубенский поинтересовался у местных жителей, почему такой плохой мост, те рассказали, что по этой реке проходит граница двух районов. И руководители этих районов считали, что их ответственность за благоустройство территорий заканчивается у каждого на своём берегу.
Поэтому ремонтировать мост никто из них не хотел. Жители обоих сёл сами латали, его как могли. Но мосту явно требовался капитальный ремонт, который им был не под силу.
Сценаристу показалась такая ситуация тоже абсурдной, и, вернувшись домой, он переписал финал картины, добавив туда смешную историю о споре двух руководителей сельских районов и о рухнувшем в итоге мосте.
Этот эпизод, хоть и с опаской, цензоры оставили в фильме. Как и сцену ревизии буфета, из которой зрители узнали, что начальник бензоколонки часто захаживал туда перекусить, как к себе домой.
В год премьеры этот замечательный фильм вошел в пятёрку лидеров кинопроката и сегодня заслуженно входит в Золотой фонд отечественного кинематографа.
Пётр Александрович Лубенский прожил большую творческую жизнь и скончался на 96-м году жизни.
Фронтовик и герой войны в последние десятилетия занимался общественной работой, был членом союза писателей Украины и руководителем литературного объединения имени Олеся Донченко. Лубенский написал несколько книг, в том числе на украинском языке, хотя сам был уроженцем Курской области.
Ему принадлежит около десятка театральных пьес и три киносценария, лучшим из которых так и остался фильм «Королева бензоколонки».